12 июня православные всего мира отмечают День Святой Троицы.
После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
«Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему – девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.»
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прошения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа»
Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении).
Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами.
Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.
А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей, передает calend.ru.
Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» - надоумить, научить.
Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно важной и трудной. По обычаю, мать в это время должна была причитать по своим детям, отправляющимся учиться, потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.
В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
Чтобы хорошо сдать экзамен
1.Читать перед тем, как заходить к экзаменаторам, три раза, не давать переписывать со своего листка:
"Как светло воскресенье, так и голова моя светла. Как любит меня матушка, как любит меня батюшка, дедушка и бабушка. Как они меня всегда лелеяли и жалели, так бы и вы меня, мои учителя, пожалели. Аминь."
2. Читать, когда идешь на экзамен:
"Я в бурсу иду, урок отвечать, знания защищать. Какое бы слово ни сказал, все бы похвалу получал. Аминь."
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание Евангелие от Луки, 22:19
На неделе перед Пасхой для православных христиан наступает Великий (Чистый) Четверг. Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии — Святого Причастия.
Этот обряд признается всеми христианами — православными, католиками, лютеранами — верующие вкушают вино и хлеб, подразумевая под ними Тело и Кровь Иисуса Христа. С Великого Четверга и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя.
С Великого Четверга начинаются приготовления к Пасхе. Верующим необходимо прийти в храмы, исповедаться и причаститься. В доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться — символически очиститься от грехов и суеты.
В Чистый Четверг русские крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет».
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.
В этот день устраивалась большая стирка — перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи — невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется».
Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова радуются не только люди и природа, но и животные и каждая вещь и предмет.
Страстная пятница: приметы и чего на самом деле нельзя делать
Сегодня – самый печальный и строгий день Страстной недели. Что же, согласно обычаям, можно делать в Страстную пятницу, а что нельзя?
Страстная пятница предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Это день самого строго поста. Пятница – это день, в который был распят Иисус Христос. Поэтому Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде над Иисусом Христом, его распятии и крестной смерти на Голгофе, снятию Его тела с креста и погребении. Богослужение Великой пятницы включает трехкратное прочтение евангельского повествования об этих событиях. На утрене последовательно зачитывают Двенадцать Евангелий – двенадцать евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке повествуют о событиях пятницы. На Великих (Царских) Часах отдельно читают повествования каждого их четырех евангелистов (Матфея, Иоанна, Луки и Марка). А на великой вечерне о событиях этого дня рассказывает одно продолжительное составное евангелие.
Страстная пятница – день исключительный, и ее исключительность (как и исключительность жертвы Иисуса Христа на Голгофе) подчеркивается тем, что в этот день не совершают литургию. Однако если Страстная пятница совпадает с Благовещением, служат литургию Иоанна Златоуста. На вечерне поют особый канон О распятии Господа и выносят плащаницу.
Плащаница – это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий во гробе. После выноса Плащаницу устанавливают на специальном возвышении в центре храма. Ее принято умащать благовониями и украшать цветами в память о том, как жены-мироносицы помазали благовониями Тело погребенного Христа.
Страстная пятница – особый день, в который по уставу нужно воздерживаться от принятия пищи до выноса Плащаницы, а после этого можно есть только хлеб и пить только воду. Все приготовления к празднику Пасхи нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Великую пятницу ничто не отвлекало от молитв и служб. В этот день нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, особенно шить, стирать и резать что-либо. Нарушение этого запрета считается большим грехом. Те, кто следует самым строгим правилам Великого поста, в этот день даже не моются.
В Страстную пятницу не принято петь, гулять и веселиться – считается, что человек, веселившийся в Великую пятницу, весь год проплачет. Однако, несмотря на то, что в этот день богослужение проникнуто скорбью, оно уже готовит верующих к предстоящему празднику Воскресения Христова.
После пятничной службы принято приносить в дом двенадцать горящих свечей, с которыми стояли в церкви. Свечи нужно поставить в доме и дать им догореть до конца. Считается, что это принесет в дом счастье и достаток на следующие двенадцать месяцев.
Кроме этого в Великую пятницу определяли, нет ли наговоренных вещей в доме: в этот день из церкви брали недогоревшую свечку, которая была в руках во время службы, приносили домой, зажигали и шли по комнатам. Считается, что где она затрещит, находится порченая вещь. Также в этот день готовились к выпечке куличей. Но ближе к ночи! Согласно старинным украинским обычаям, делать это надо, учитывая определенные приметы и традиции: когда «подходит» тесто и начинают готовить кулич, желательно, чтобы никого не было в доме (на кухне), так как могут выпечку заговорить; с момента начала приготовления куличей нельзя ничего брать взаймы, нельзя выходить из дома (квартиры), нельзя ничего есть; когда кулич (пасху) «усаживают» в печь (в духовку), приговаривают: «пасха» в печь — нечисть из дома прочь"; прежде чем вынуть кулич (пасху) из печи (духовки), трижды крестят все углы в доме (на кухне).
Разумеется, многие приметы пришли из язычества, а не из христианства, и некоторые из них даже противоречат христианским традициям. Но верить в приметы или нет – это личный выбор каждого человека. Страстная пятница – это еще один повод сделать паузу в нашей напряженной жизни и задуматься: а так ли мы живем?
Страстная пятница: народные поверья
Отлучать младенцев от груди в Страстную Пятницу - примета гласит, что ребенок будет сильным, здоровым и будет жить счастливо.
Если на Страстную пятницу пасмурно, то хлеб будет с бурьяном.
Нельзя ковать гвозди в Страстную Пятницу - в память о том, для чего были использованы гвозди и молоток в этот день много веков назад.
Буханка хлеба, испеченная в Страстную Пятницу, никогда не заплесневеет.
В старину ни один из даремских кузнецов не имел права ковать гвозди в Страстную Пятницу - в память о том, для чего были использованы гвозди и молоток в этот день много веков назад.
В Страстную Пятницу ни в коем случае нельзя протыкать землю железом; того, кто это сделает, постигнет беда.
Если выстиранное белье вывесить для просушки в Страстную Пятницу, на нем появятся пятна крови.
Если перевозить пчел в любой день, кроме Страстной Пятницы, - они непременно подохнут.
Если ты вытерпишь жажду в Страстную Пятницу, то никакое питье не принесет тебе вреда целый год.
Кольца, освященные в Страстную Пятницу, защищают того, кто их носит, ото всех болезней.
Пасхальная сдоба, сохраненная от одной Страстной Пятницы до следующей, предупреждает коклюш.
Только петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, дает двойной урожай.
В это воскресенье отмечается День Сятой Троицы — один из самых больших православных праздников. Празднуется он на 50 день после Пасхи и называется еще Пятидесятницей.
Накануне Троицы, в субботу, происходит одно из важнейших в году поминовение усопших предков.
А на следующий день, в понедельник отмечается Духов день, или День Святого духа.
Троицу называют в народе зелеными святками. Этот праздник считался девичьим: в Троицын день девушки плели венки и бросали в воду, пытаясь определить свою судьбу. Традиционно праздновать его принято на природе, возле берез.
Вот как праздновалась Троица на Руси:
в деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позывалка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест.
Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета.
С помощью венков осуществлялось и гадание, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок — желаемое не сбудется, засох венок — жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок — продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл — это благоприятный знак, если завертелся на месте — расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет — к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте — то свадьбы в этом году не бывать.
Троицына неделя называлась также "русальной",так как считалось, что духи рек и озер — русалки — в этот день выходят из воды.На "русальной" неделе не купаются, опасаясь, что русалка затянет на глубину или в омут. Уберечь от русалок может только полынь или трава "заря".
Настоящим символом праздника Троицы является береза, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что после службы они обретут великую целительную силу. В троицкое воскресенье березу выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.
Завить березку (сплести ветки в венок) — языческий обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.
А старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".
В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и "во аде держимых"). Во время чтения этих молитв все (в том числе и священнослужители) стоят на коленях — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. По русской традиции, пол храма в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а цвет облачений — зеленый, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в некоторых православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов).
На Руси сохранился еще один древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том,чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слезы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.
Погодные приметы на Троицу: если идет дождь — будет много грибов.
На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа, или Духов день. Считается, что с этого дня окончательно устанавливается теплая погода и утренних заморозков уже не будет. Цветы и березовые ветви, которыми украшали свой дом празднующие Троицу, теперь собирают и высушивают.
Цветы и травы, собранные и засушенные в Духов день, считались обладающими особенными свойствами: в этот праздник, по народному поверью, светлые силы одерживали верх над злыми духами, оказавшимися в пределах досягаемости. Поэтому те спешили спрятаться, чтобы не быть уничтоженными небесным огнем.
На Духов день, выходя из церкви, нужно было раздать нищим всю мелочь, оказавшуюся в кармане. Считалось, что таким образом человек охранит себя от болезней.
По народному поверью, перед восходом солнца на Духов день земля могла поведать многие древние секреты, поэтому люди ходили на поиски кладов. Если человек имел честные намерения, не был злым и алчным, земля открывала ему свои тайны: он мог отыскать клад, припав ухом к земле и услышав "зов" спрятанных сокровищ.