Русалки Метки: нечисть, потустороннее, чертовщина из инета
Сидим год назад мы с моей прабабушкой, которой 80 лет да чай пьём. А как раз было лето и поминки брата её мужа. Ну вот. Я и поинтересовалась, как он умер-то.
А дело было так (как прабабушка рассказала): пошёл половить рыбы на речку да искупаться. Жил он тогда на Урале. Ну вот идёт идёт ну и дошёл.
Сидит потихоньку рыбку ловит...
И видит - три русалки сидят и волосы чешут.
(Нельзя русалкам в глаза смотреть!)
А вот посмотрел дядя Вася в глаза одной, да как побежал оттуда.
Житель американского города Санкт-Петербург в штате Флорида выставил на интернет-аукцион eBay необычный лот. Речь идет о трупе полутораметрового морского чудовища, которое продавец называет русалкой и которое, по его словам, было обнаружено на одном из безлюдных пляжей.
Сначала он подумал, что нашел какую-то странную рыбу, но потом понял, что ничего подобного раньше не видел. Покрытое чешуей туловище с головой и руками похоже на человеческое, но вместо ног растет рыбий хвост.
По мнению продавца, русалка является связующим звеном между рыбами и приматами. По его словам, она могла стать жертвой так называемого «красного прилива», огромных скоплений токсичных красных водорослей-багрянок.
Тем временем необычный лот, торги по которому начались с 2 долларов, был продан заинтересованному покупателю за 1550 долларов.
Мифы и быль Беларуси о русалках Когда-то давным-давно ангелы выбрали из себе же подобных одного и поставили начальником. Прошло немного времени, и он стал роптать на Всевышнего:
- За что, - говорит, - будем слушаться мы Бога? Что такого удивительного сделал Господь - сотворил человека. Мы и сами сделаем такого же, даже по лучше.
Некоторые из ангелов купились словами обманщика и подумали: и точно, зачем мы будем слушаться Бога? Пойдем и сделаем такого же, а может и лучшего.
Пошли и давай мутить озера и реки. Наработались так, что почернели, как уголь, но человека сотворить не сумели. Лица же непокорных сделались от работы страшными, на головах выросли рога, вместо языков - огненные жала.
Другие ангелы, посмотрев на "горе-мастеров", отреклись от них. Если уж они мутили воду, сделав из нее болото, значит, и назначено им жить там.
Это одна из Белорусских легенд, повествующая о происхождении водяных и прочей нежити, обитающей по поверьям в водоемах - начиная от колодцев и болот, а заканчивая безбрежным океаном.
На Витебщине издревле обитали и водяные, и русалки. Они, как отмечал еще В. Даль, здесь, на севере, в отличие от своих южных собратьев (мавок), "злые, из числа нежити". Причем есть у них характерный портрет, составленный именно со слов жителей области.
Водяной - это "глубокий старец среднего роста, с длинной густой бородой и такими же длинными волосами на голове в форме клина, с гладкой, блестящей кожей, расплывчатым (меняющим очертание - И. Б.) лицом, отвислым пузом и непропорционально длинными ногами (!), между пальцев которых расположены перепонки. Кроме того, и все тело водяного покрыто волосами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются или струйками воды, или чем-то наподобие водорослей..."
Утопленниц-русалок, вечно юных и по-колдовскому красивых, отличал от обычных людей еле видный оттенок креста между грудей, который кстати говоря, был различим именно за девять шагов от водной обитательницы. Русалками становились "выродки человеческих дочерей" или дочки, проклятые родителями еще в утробе матери, могли это быть и те, которые умерли некрещеными (но обязательно в воде!), и молодые утопленницы, покончившие с собой в "тихом омуте". Чрезвычайно было распространено мнение, что русалки - это именно души детей женского пола, умершие в раннем возрасте, но затем преобразившиеся во взрослых "девок с распущенными волосами". Судя по этому русалок особенно много у нас расплодилось за годы Советской власти. Младенцев крестили редко, особенно в 30 - 40 годы. Самому души можно было лишиться…
Как только к нам поступил сигнал из Витебской области о наблюдении русалок в затерявшемся среди Городокского леса Святом озере, мы незамедлительно выехали по "паранормальному адресу". Двухчасовые блуждания по дремучему бору увенчались успехом - мы стояли на берегу чудесного озерца!
Что удалось выяснить?
Об озере сообщил в Могилевское представительство Евгений Рулько, житель г. Городок.. Он говорил и о встречах с русалками на берегу озера и, со слов отчима, о высовывающейся из под воды руке... Он сопровождал нас всю поездку и поиски озера в лесу. Причем странно то, что мы нашли озеро уже полностью отчаявшись - в самый последний момент, когда хотели повернуть назад.
Поиски сведений oб озере мы продолжили в районной библиотеке. По легенде сам Люцифер утопил некогда в озере церковь и поэтому дно его в самой преисподней. Еще странность - вода озера обладает неким усыпляющим эффектом. Скажем, однако, прямо - ничего "такого" мы не увидели, да и к рассказам отнеслись довольно скептически. Хотя, чем русалки хуже зеленых человечков? Судя по их волосам, они могут являться НЛО-навтам если не мачехами, то, по крайней мере, крестными матерями. Не говоря уже о том, что они любят похищать народ и утаскивать его, правда не в заоблачные высоты, а в водяную бездну…
Обитательницы витебских озер и болот, по словам этнографов, имеют ласковые голубые глаза, которыми так удачно приманивают своих жертв. Но поймав неудачника, эти глаза остаются стеклянными и неподвижными, как у покойника. По их прозрачному телу рассыпаны русые волосы, у некоторых русалок кудри напоминают клочья зеленой тонкой осоки.
Заходят русалки, по поверьям, в луга, поля и даже в лес. Там они качаются на ветках с криками "Ре-ли, ре-ли". А в поле - берегись, а то защекочут до смерти и утащат в ближайшее болото.
Но были, естественно, и проверенные способы защиты. Нужно было, только заметив русалку, быстренько сказать: "Чур моя!". Тогда русалка не только не тронет смельчака, но и пойдет с ним в дом, где будет, правда не очень долго, выполнять всю домашнюю работу. Питаться же будет только парами от горшков из печки. Идеальная жена! Другой способ: нужно было начертить на земле крест, обвести кругом и стоять. Русалки тогда не подступятся...
От лесных русалок было труднее всего защититься. Но если уж повстречался, отрывай рукав рубашки и кидай красавицам, иначе ждет неизбежная гибель!
Сегодня мы привыкли считать, что встречи с русалками и водяными - неотъемлемый атрибут седой старины. Однако, вот удивительно, в самые последние годы из разных частей Беларуси продолжают приходить сообщения о встречах с "хвостатыми"!
К примеру, под Мозырем есть Красное болото, в окрестностях которого грибники часто встречаются с непонятными существами, более всего похожими на мифических водяных. Сведения об этом месте собирет Мозырьская региональная группа. 26 июня 2001 года один из очевидцев поехал за водой на освященный источник вблизи д. Каменка (Мозырский район). Там очень чистая вода, и место само по себе очень хорошее и спокойное. Однако, не доходя метров 10 до криницы, он заметил там ребенка, лет 11-12, девочку. Она сидела и пила воду, набирая ее ладонями.
"Я уже хотел было позвать ее и спросить, не потерялась ли она, как та оглянулась. Мне стало не по себе - я уже сталкивался с такими глазами, цвета морской волны. Не помню, как, но я оказался на расстоянии вытянутой руки от этой девчонки. Она мне улыбнулась (скорее, одним взглядом, чем мимикой) и протянула ладонь полную ярко-красных ягод".
"...Где-то вдали хлопнула дверца автомобиля (это кто-то еще остановился набрать воды), девчонка оглянулась, и рванула куда-то в сторону. Через мгновение я осмотрелся-никого не было, кроме мужика с канистрой для питьевой воды.
О том, что это было реально, говорили рассыпанные ягоды и "тупая" головная боль (несильная). Я посмотрел на ягоды. Это оказались волчьи ягоды... Но я вспомнил, что когда-то мне описывали глаза у русалки, так вот-эти глаза я только что видел..."
Житель Столинского района Брестской области рассказывает: "Неподалеку, на берег выбрался здоровенного телосложения мужчина. Сел и волосы свои длинные спутанные перебирает. Руки и ноги, как столбы, спина, будто шкаф, а между пальцами кожа такая, как у уток или гусей". Человека с длинными когтями и зелеными волосами, который вылез из болота, также описывает со слов бабушки житель Дрогиченского района («За смугою мифа», Ненадавец А.М., Минск, «Беларуская наука», 1999)
Витебская область - излюбленное место действия демонологических героев Я. Борщевского. Один из рассказов "Варажбiтая русалка" повествует о странной способности жен водяных к перевоплощению в различные предметы, людей, зверей, чаще всего в водоплавающих птиц, например, уток.
На озере Нароч по поверьям к русалкам уже привыкли и относятся так же, как к щукам, окуням, налимам. Всю белорусскую историю нас сопровождают эти игривые создания и впервые возник вопрос - а что если это реальность? Тогда в наши сети, быть может, уже скоро попадется этот самый сказочный русал...
О водяных девах – русалках – издревле ходит масса слухов и домыслов. По старинным поверьям, русалка – это красивая длинноволосая девушка, которая живет в морях, озерах, реках и даже колодцах. По легендам, русалки внешне могут почти не отличаться от людей, а вместо ног могут иметь рыбий хвост. Нет народа, в котором не бытовали бы рассказы о водяных прелестницах.
У русалок много общих черт, но немало и отличий. Восточнославянские русалки по преимуществу – женщины-утопленницы или просватанные девушки, не дожившие до своей свадьбы, хотя, по поверьям, среди них могут попадаться некрещеные дети и проклятые люди. Западноевропейские русалки – это существа-наследники древнегреческих тритонов и сирен. Античные наяды, нереиды и нимфы перешли к немцам никсами, к прибалтам – гуделками и ундинами. В шотландской мифологии есть существа, называемые шелками – человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками. Французские же русалки почему-то обладают змеиными хвостами. Деревянные или каменные статуи русалок в средние века можно было увидеть почти во всех соборах Европы: на них водяные девы изображались не только с рыбьим хвостом, но также с крыльями на талии и с птичьими лапами. По наблюдениям исследователей мифов, в северных холодных водах свои жертвы стерегут уродливые косматые женщины с громадным ртом. Но чем ближе к югу, тем русалки красивее, в них вполне можно влюбиться: чаще всего водяную деву застают греющейся на солнце или расчесывающей гребнем свои волосы, они великолепно поют и иногда играют на арфе. Но нрав у них крутой: моряков русалки завлекают своими пением и музыкой или же запахом своего тела, а потом…съедают. Затянув человека под воду, русалка может защекотать его до смерти или разодрать своими острыми зубами. Но есть и другие мифы. В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» популяризировала историю, в которой русалка ищет душу в любви со смертным. Ряд специалистов полагают, что корни легенд о русалках восходят к вавилонским божествам. Как ни странно, основателем русалочьего рода был мужчина – вавилонский бог Оаннес. Он долго менял форму и, наконец, принял наиболее удобный для себя вид – с торсом мужчины и рыбьим хвостом. А первой русалкой, следуя этому сказанию, была сирийская богиня Луны и рыболовства Атаргате. В скандинавских странах считалось, что предками людей были тюлени, и поэтому любой мужчина вполне может взять в жены русалку, предварительно украв и спрятав ее вторую кожу. В Шотландии до сих пор можно услышать рассказ о мужчине, полюбившем морскую нимфу. Их семейная жизнь складывалась счастливо до того момента, пока старший сын не нашел и не показал матери ее «тюленью» кожу. После этого мать надела ее и бросилась в море, – с этого дня ее никто больше не видел.
XII век В исландских хрониках XII века упоминается о полуженщине-полурыбе, наблюдавшейся возле острова Гримсей у берегов Гренландии. «Чудовище это имело совершенно отталкивающий лик: широкие брови, пронзительный взгляд, огромный рот и двойной подбородок». Из исландской летописи «Speculum Regale» (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у неё женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у неё во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе — у неё рыбий хвост, чешуя и плавники». Также в других хрониках отмечалось, что «в 1161 году в море близ Орфорда на английском побережье был пойман дикий человек без хвоста, с телом, покрытым волосами, но лысый, которого бросили назад в море. Это случилось после того, как никто не смог заставить его говорить».
XV век По книге Сиго де ля Фонд «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное», в Голландии «в 1403 году после ужасной бури, разорвавшей плотину ВестФрисландскую, на лугу нашли морскую женщину», запутавшуюся в водорослях. «Привезли оную в Харлем, одели, научили вязать чулки» и кланяться перед распятием. «Употребляла она человеческую пищу и жила нескольких лет (по другим источникам — до 15 лет), не научившись говорить». Утверждалось, что она часто безуспешно пыталась бежать в море; её похоронили по христианскому обычаю.
XVII век Из корабельного журнала Г.Гудзона, которые он вёл, плавая у берегов Нового Света: «Сегодня утром один из моей команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Тогда он стал звать остальных, и пришёл ещё один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна её опрокинула. Вверх от пупка её грудь и спина были как у женщины… у неё была очень белая кожа, длинные чёрные волосы свисали назад.
Когда она нырнула, они увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещрённый пятнышками, как у макрели. Имена матросов, которые её видели: Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.». Из мемуаров капитана английского флота Ричарда Уитбурна: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове её было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья… Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не смог. Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индийской Компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в неё забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось ещё к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега». Испанский журналист Икер Хименес Элизари нашёл церковные документы о легендарном Франсиско дела Веге Касаре, якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В них сообщается, что когда Франсиско исполнилось 16 лет, он уехал в бискайский город Лас-Аренас, чтобы учиться на плотника. В 1674 г. он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале 1679 г. возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида, наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; 12 человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев, где над ним производили обряд экзорцизма. В январе 1680 г. его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско Касаре и его братья признали в существе своего сына. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 г. он вырвался и навсегда скрылся в воде. В 1682 г. также возле города Сестри (Италия) был пойман «морской человек», на которого ходили смотреть. «В течение дня его усаживали на стул, что убедительно говорит о том, что его тело достаточно гибко и имеет суставы, чего нет у рыб. Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».
Сообщение отредактировал lubania - Воскресенье, 26.02.2012, 17:14
XVIII век В некоем издании 1717 г. изображено существо, похожее на русалку, о котором написано: «Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов, морских раков есть не стало…»
В 1737 г. в журнале «Gentleman’s magazine» писалось о том возле английского города Экстер рыбаки, вытаскивая на берег сеть, обнаружили, что в ней запуталось неизвестное существо в 4 фута с хвостом, «как у лосося», и забили его палками. «Тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у неё оказались тоже как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут». Тело выставлялось в Экстере. Журнал «Scot’s magazine» за 1739 г. сообщал, что команда корабля «Галифакс» поймали на побережье острова Маврикий несколько русалок, зажарили и съели их. Их мясо они сравнивали с телятиной. Летом 1797 г. школьный учитель Уильям Манро (Монро, Мунро) шёл по пляжу в городе Сурсо (графство Кейтнесс) по направлению в Сенсайд Хед (Северная Шотландия). Внезапно он заметил на труднодоступной, выступающей из моря скале, плавать возле которой смертельно опасно, наполовину погружённое в воду существо: «моё внимание привлекла фигура, напоминавшая обнажённую женщину; она сидела на выступающей из моря скале и расчёсывала свои светло-коричневые волосы, рассыпавшиеся по плечам. У неё был круглый лоб, пухлое лицо, румяные щёки, обычные, как у всех людей, рот и губы. Зубов я не видел, поскольку рот был закрыт. Грудь, живот, руки и пальцы как у нормального взрослого человека; судя по тому, чем русалка занималась, перепонок на пальцах у неё не было, хотя за это я не поручусь. После того, как я увидел её, она просидела на скале ещё 3—4 минуты, расчёсывая свои волосы, длинные и густые, которыми она, похоже, гордилась, а потом нырнула в море и больше уже не показывалась. Я прекрасно рассмотрел её, поскольку стоял близко и прямо над той скалой, где она сидела, а солнце светило ярко». 8 сентября 1809 г. сообщение Манро было напечатано в газете «Times». В письме к газете он писал: «Должен заметить, что до того, как я увидел это собственными глазами, мне нередко случалось слышать такие рассказы, причём от лиц, в чьей правдивости я никогда не позволил бы себе усомниться. Но тогда, как и многие, я не был склонен верить этим свидетельствам. Должен признаться, что только когда я увидел сам этот феномен, я убедился в его реальности. Я буду рад, если это моё свидетельство будет способно в какой-то степени утвердить факт реальности этого феномена, который натуралистам представляется невозможным, или поколебать скептицизм других, готовых оспаривать всё, если только они не видели этого собственными глазами».
Сообщение отредактировал lubania - Воскресенье, 26.02.2012, 17:25
XIX век В 1819 г. в Ирландии в прибое, возле берега, заметили русалку. На берегу стало собираться много людей, пока один из них не выстрелил в существо, которое «с пронзительным криком ушло под воду». В 1823 г. в Дании была создана королевская комиссия по изучению сообщений о русалках. В трактате Александра Кармайкла «Carmina Gadelica» (1900) упоминается, что в 1830 г. на острове Бенбекьюла в Гербидах (Великобритания) местные жители, собирая водоросли, заметили в воде, возле берега, существо, «представляющее собой как бы женщину, только в миниатюре». После неудачных попыток его поймать, кто-то запустил в него камень. Через несколько дней к берегу на расстоянии 3 км прибило труп неизвестного существа. Местный житель так его описал: «Верхняя часть этого существа была, как у хорошо упитанного ребёнка трёх-четырёх лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы — длинные тёмные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи». Много людей засвидетельствовало наличие этого трупа, местным шерифом Дунканом Шоу было приказано сшить для него саван и изготовить гроб. Очевидно, Кармайкл получил эти сведения от самих очевидцев; он посещал те места. Уже в XX веке была предпринята попытка отыскать могилу существа, которая окончилась неудачей. 31 октября 1881 г. в американских газетах писалось, что на берегу было найдено неизвестное существо. Репортёр бостонской газеты, сам наблюдавший труп, описал его так: «Это морское чудо хорошо сохранилось. Голова и тело её убедительно показывают женское её начало. Черты лица, глаза, нос, зубы, руки, груди и волосы — всё это совершенно человеческое. Волосы на голове светлые, шелковистые, несколько дюймов в длину. Кисти рук завершаются, однако, не пальцами с ногтями, а когтями, напоминающими когти орла. Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали, что водится в здешних водах: чешуя, плавники и точно такой же хвост».
XX век В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями. В августе 1992 г. рыбаки из посёлка Ки-Бич (Флорида) в километре от берега увидели лежащих на воде «полулюдей-полутюленей» с большими головами, похожими на человеческие, крупными глазами и длинными руками, оканчивающимися перепончатыми кистями. При виде баркаса, существа отплыли в сторону и описали возле него круг, а затем ушли на глубину. Когда рыбаки через час вытащили сеть, то заметили, что в нескольких местах она порезана. Многочисленные свидетельства о наблюдении русалок ученые объясняют по-разному. Бывали случаи, когда очевидцы принимали за русалок тюленей или морских котиков. Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний, при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую. Примером подобного заболевания может служить псориаз. Существует также мнение, что во время долгих плаваний моряки, страдающие от скуки и полового воздержания, могли принимать морских млекопитающих за женщин. В 1981 г. канадские учёные В.Лен и И.Шредер попытались объяснить описанные в средневековых скандинавских рукописях сообщения о наблюдении русалок сильно искажёнными в результате преломления света в атмосфере изображениями морских зверей.
Легенды о прекрасных девушках с человеческими телами и рыбьими хвостами известны еще со времен Древнего Вавилона. Тогда их относили к категории могущественных богов, непосредственно олицетворявших Солнце и Луну.
Как известно, древние вавилонцы представляли бога Солнца с телом человека, венцом в виде головы рыбы, а мантия его была соткана из рыбьей чешуи. А непосредственной матерью русалок считается богиня Луны Атаргартис, бывшая наполовину женщиной, наполовину рыбой.
Среди вавилонян бытовало поверье, что после окончания своего пути по небосводу Солнце и Луна погружаются в морскую пучину. Естественно, что люди приходили к логическому выводу о том, что боги должны быть приспособлены для существования в двух стихиях — и на небе, и под водой. Отсюда и появляется такое необычное представление о строении их тел.
Можно сказать, что русалки получили в наследство все эти качества. Поэтому существует предположение, что зеркала, с которыми зачастую их изображают, являются символами Луны, чье влияние на приливы и отливы морей и океанов увеличивают магическую власть русалок.
Русалки считаются мифическими существами, которые никогда не существовали и были выдуманы древними народами исходя из языческих представлений об одушевлённой природе. Именно такая точка зрения считается официальной. Учёные даже не думают пересматривать эту концепцию, которая в наше время считается догмой. Другая же часть людей, которые склонны верить в русалок, считают, что это некие духи, создания, пришедшие в мир людей из каких-то других реальностей и больше похожи на привидений и призраков, чем на физические организмы. Так кто же прав? Те, кто считают русалок плодом фантазии древних людей с примитивным пониманием природных явлений или те, кто считают русалок духами? Возможно, что ни те и ни другие не правы. Целью этой статьи вовсе не является представление той или иной точки зрения. Здесь мы просто познакомимся с некоторыми свидетельствами, которые дошли до нас благодаря записям очевидцев появления русалок в прошлом.
Свидетельства, которые вы сможете прочитать далее, можно принимать на веру или опровергать, приписывая эти события в истории людей, их желанию верить в чудо. Каждый останется при своём мнении исходя из того мировоззрения, которое ему присуще. Однако, нельзя отрицать тот факт, что русалки существуют практически во всех верованиях на земле. Об этом уже писалось в статье Славянские русалки. Жители водоёмов описываются по-разному, но в основном подразделяются на два вида: существ, которые ничем не отличимы от людей и существ, которые имеют явные признаки морских обитателей, такие, как: хвост, плавники, жабры, чешую и так далее.
Итак. Первые свидетельства очевидцев о русалках, которые мы рассмотрим, являются упоминаниями миссионеров, которые занимались своей деятельностью в странах Африки, в частности в Анголе. Миссионеры, которые были настроены явно против языческих представлений аборигенов Африки, вполне на полном серьёзе утверждали, что сами не раз встречались с русалками, которые жили в местных реках и озёрах. По их же свидетельствам, аборигены относились к этим существам, как к вполне обычному явлению и даже больше. Русалок отлавливали и поедали. Многие из тех, кто пытаются развенчать данный миф, говорят о неких водяных обитателях, которые только лишь издали похожи на людей, но на самом деле являются обычными животными, типа Морских Коров. Таким образом, они были ошибочно приняты впечатлительными миссионерами за русалок. И всё же, если представить себе эту ситуацию, то каким недальновидным должен быть человек, чтобы спутать обычное животное с русалкой и потом утверждать, что это действительно было существо, напоминающее мифическое создание?! Хроники Исландии 12 века упоминают полуженщину-полурыбу, которую часто наблюдали у берегов Гренландии (острова Гримсей). Судя по описаниям, существо имело довольно ужасающий вид: большой рот, двойной подбородок, широкие брови и очень пронзительный взгляд. Исландская летопись Speculum Regale 12 века, гласит, что это чудовище люди называли Маргигр. Маргигр выглядел, как всеми нами знакомая сказочная русалочка. До пояса она выглядела как женщина, которая очень похожа на человека, а ниже пояса имела рыбий хвост с чешуёй и плавниками. Ещё в одной исландской хронике говорится о том, что в 1161 году около Орфорда был пойман человек, который был густо покрыт волосами, но с лысой головой. После того, как его безуспешно пытались разговорить, пойманного человека-русалку бросили назад - в море. Несколько свидетельств относится к 15 веку. В 1492-93 году известный мореплаватель и путешественник Христофор Колумб писал, что видел сразу трёх русалок у побережья Гвианы. Некто Сиго де ля Фонд писал, что в 1403 году в результате бури, которая разрушила плотину и наделала много бед, на берег была выброшена русалка. Женщину нашли на лугу. Она не умела говорить, и была абсолютно нага. Её привезли в Харлем, где научили одеваться, и даже вязать чулки. Писалось, что русалка прожила среди людей несколько лет, но так и не научилась говорить. Несколько раз она пыталась убежать назад - в море, но её всё время ловили и возвращали. В результате она умерла и была похоронена по христианскому обычаю.
Г.Гудзон в 17 веке в своём корабельном журнале записал, что один из членов его команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Он стал звать других моряков, и в ответ на его крики пришёл ещё один. Вдвоём они были очевидцами того, как прямо к самому кораблю подплыла странная женщина с очень белой кожей и чёрными волосами. Та, в свою очередь, также с интересом рассматривала людей. Когда волна опрокинула водяное существо, они увидели, что женщиной та была только наполовину. Вместо ног и всей нижней части тела у неё был рыбий хвост, который был похож на хвост бурого дельфина и который был весь в пятнышках, как у макрели. Произошло это событие 15 июня 1608 года, а свидетелями появления русалки были Томас Хилс и Роберт Райнар. В томе же 17 веке капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что встретил странное существо, которое напоминало мифическую русалку, в 1610 году. Произошло это в гавани Св.Иоанна в Ньюфаундленде. Судя по рассказам Уитбурна, существо быстро подплыло к нему и смотрело на него не испуганно, а именно радостно. Лицо женщины-русалки было пропорциональным и очень красивым. На голове были странные синие полосы. Кроме него свидетелем появления существа был и ещё один член команды. Русалка приблизилась и они отошли на безопасное расстояние, но всё же оставались довольно близко, чтобы рассмотреть русалку очень подробно. Увидев, что люди её испугались, русалка нырнула и поплыла прочь, часто оглядываясь на капитана. Чуть позже русалка испугала некоего Хориджа, который в то время был слугой капитана, а потом и сам стал капитаном. Он, вместе с другими людьми, находился в лодке, когда существо подплыло к ней и, ухватившись за края, попыталось взобраться в плавательное судно. Люди, которые находились в лодке, до смерти перепугались, но один совладал со своим страхом и что есть силы ударил существо по голове. После этого русалка скрылась. Через некоторое время русалка вновь объявилась, и приблизилось к двум другим лодкам, не на шутку перепугав несколько человек.
В 1679 году рыбаки поймали водяного человека, которого наблюдали несколько дней. Существо было рыжеволосым и с бледной кожей. У него имелась чешуя на спине и животе, между пальцами явно проступали коричневые перепонки. Его удерживали 12 человек, когда странный юноша страшно ревел, рычал и изо всех сил сопротивлялся своему пленению. Его отвели в монастырь францисканцев, где над ним безуспешно проводили обряд экзорцизма. Через три года в 1862 г. он всё же скрылся в воде и исчез навсегда. В том же 1862 году странное существо поймали в Италии, в городе Сестри. На него приходили посмотреть люди со всей округи. Однако долго он не прожил, три дня плакал, издавал жалобные вопли, не принимал пищу и питья и вскоре умер.
В 1717 году на побережье Борнео было поймано существо, похожее на сирену. В издании, которое описывает его, говорится, что русалка была ростом полтора метра, а телосложение очень похоже на угря. Создание посадили в бочку с водой, где оно прожило 4 дня и 7 часов, периодически издавая писк, очень похожий на мышиный.
В 1737 году журнал Gentleman’s magazine написал о том, что рыбаки возле английского города Экстер поймали русалку. Когда они вытаскивали сеть из воды, то обнаружили, что в ней запуталось чудовище, которое напоминало одновременно человека и рыбу. Ростом оно было в 4 фута, глаза, нос и рот были как у человека, а вместо ног был рыбий хвост. Рыбаки, испугавшись, забили его палками. Свидетели рассказывали, что русалка, умирая, стонала, совсем как человек. Позже пойманное тело выставлялось в городе Экстер и его видело большое количество людей.
Журнал Scot’s magazine в 1739 году написал, что несколько русалок было поймано членами команды корабля Галифакс. Русалок поймали возле острова Маврикий, после чего убили, зажарили и съели. Видимо моряки сильно оголодали, раз отважились попробовать мясо невиданных существ. Однако сами моряки утверждали, что мясо водяных жителей очень похоже на телятину.
В 1797 году свидетелем русалки явился школьный учитель Уильям Манро. На одной из скал, которая находится неподалёку от пляжа в городе Сурсо (Шотландия), он увидел русалку именно в том виде, в котором мы и привыкли их себе представлять. Плавать возле этой скалы считалось смертельно опасным занятием, но существо прекрасно себя чувствовало и, будучи погружённым наполовину в воду, расчёсывало свои волосы. Волосы у неё были светло-коричневого цвета, круглый лоб, пухлое лицо, румяные щёки, обычные рот и губы, телосложение было совсем как у стандартного человека. Так она просидела 3-4 минуты, потом, видимо расчесав свои волосы, нырнула в воду и исчезла. Школьный учитель утверждал, что до этого слышал о явлениях русалок и другим людям, но не был склонен этому доверять. Однако после такого прямого свидетельства, поверил в то, что существование русалок - неопровержимый факт.
В 19 веке была целая серия свидетельств появления русалок. Это не значит, что их стало больше, просто видимо новостная пресса более охотно стала фиксировать такие случаи, так как 19 век - это как раз начало активного развития печатной продукции. Так в 1819 году в Ирландии люди увидели русалку. Русалка находилась возле самого берега. У одного из зевак оказался с собой пистолет, и он выстрелил в существо. Русалка, пронзительно закричав, скрылось под водой. Свидетельства о русалках были настолько повсеместны и исходили от таких уважаемых людей, в чьей честности и компетентности сомневаться не приходилось, что в Дании в 1823 году была создана королевская комиссия по изучению этого явления.
Некто Александр Кармайкл, который написал трактат Carmina Gadelica, упоминал в своих рассказах, что в 1830 году в Великобритании на острове Бенбекьюла в Гербидах люди собирали водоросли и увидели странное существо. Сами очевидцы описывали его, как человека в миниатюре. Русалку пытались поймать, но она ловко уходила от своих преследователей. В результате один из присутствующих запустил и попал в неё камнем. Видимо его попадание было смертельным, так как всего через несколько дней эту русалку обнаружили мёртвой в трёх километрах от мест событий. Существо описывали как похожее на упитанного ребёнка, только с большой грудью и хвостом вместо нижней части туловища, похожим на хвост лосося, но без чешуи. Волосы длинные и тёмные, кожа белая и мягкая. Местный шериф Дункан Шоу, осмотрев диковинное создание, приказал сшить для русалки погребальный саван и сколотить гроб. После этого её похоронили. Ещё одно мёртвое существо, напоминающее русалку, было найдено 31 октября 1881 года. Тело существа было вынесено на берег волнами. На место выехал один из репортёров Бостонской газеты, который описал труп. По его свидетельствам, это было существо с женским торсом и головой, и рыбьим хвостом, напоминающим хвост кефали. Лицо совершенно неотличимо от человеческого, а вот кисти рук оканчивались не пальцами, а самыми настоящими когтями, как у орла.
Не меньше свидетельств существования морских жителей, о которых сложили огромное количесвто легенд, относится и к 20 веку. Одним из первых в прошлом веке увидел существо Александр Ганн на севере Шотландии. Произошло это в 1900 году. Существо облокотилось на риф и некоторое время вело себя спокойно, что позволило свидетелю рассмотреть его подробно. Находилась русалка от Александра примерно в 6-7 футах, очень напоминало женщину, имело золотисто-рыжие волосы, зелёные глаза и дугообразные брови. Не менее интересно свидетельство и нашей соотечественницы Майи Быковой, которая в 1900 году написала книгу Легенда для взрослых. Вот что писала Майя о своей встрече с русалкой: "В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири… Много здесь и озёр. Одно из них, Порасье, километрах в двенадцати от участка. На него-то 4 июля мы и отправились: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова… До места добрались уже в одиннадцатом часу вечера… Когда мы утром проснулись… я заметила, что недалеко за деревьями вроде бы ещё одно озеро виднеется… Мы с Таней и Алексеем решили наведаться к тому озеру, благо до него всего метров двести… Спутники мои решили искупаться, а я сняла платок, положила на корягу и присела на бережку. Алексей был уже в воде и звал Таню, когда та вдруг вскрикнула, схватила одежду и бросилась в лес. Алексей стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидела, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею плыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными чёрными волосами, которые тут же убрала с лица. На меня глянули её большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я заорала, вскочила, рванула его за волосы из воды. Заметила, как при этом зло сверкнул взгляд водяной девушки. Она схватила мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду".
Удивительно, но свидетельства о русалках встречаются практически во всех уголках мира. В 1977 году такое сообщение пришло из Африки. Корреспондент местной газеты «Pretoria news» написал, что в пригороде Лусаки, что в Замбии, в коллектор для сбора воды попала русалка, которая выглядела как белая женщина, но имела все признаки водяной жительницы из мифов и легенд. Произошло это после обильного разлива реки, с которым видимо русалка не смогла справиться. Русалку видели и в Америке. Так в 1992 году во Флориде, в Ки-Бич, в километре от береговой линии видели русалок, которых описали, как полулюдей-полутюленей. У них были большие головы, которые были очень похожи на человеческие, большие глаза, длинные руки и пальцы с перепонками. Рыбаки, которые наблюдали диковинных созданий, увидели, что их сеть в нескольких местах была порезана. Однако последние сообщения о русалках часто подвергаются сомнению. В XX-XXI веке очень распространённым явлением в СМИ стала подтасовка, перевирание фактов и действительности. Пытаясь подогреть интерес читателей, свидетельства о русалках могут быть как просто откровенной ложью, так и большим преувеличением. Однако старые свидетельства говорят в пользу того, что люди действительно были свидетелями чего-то очень странного. Здесь представлены лишь несколько сообщений от очевидцев, которых на самом деле гораздо больше.
На основе этих свидетельств, Карл Банзе написал реферат, который в 1991 году опубликовал в журнале "Наука и Жизнь". Реферат назывался «Основы биологии русалок». Здесь он попытался не просто описать русалок с точки зрения многочисленных свидетелей, легенд и мифов прошлого, но и классифицировать их по видам: Русалка обыкновенная, Русалка индийская и Русалка эритрейская. Конечно же, никто так и не доказал ни того, что русалки существуют, ни того, что это лишь вымысел. Однако большое число людей, которые утверждают, что видели этих существ своими собственными глазами, дают нам надежду на то, что мы живём бок о бок с прекраснейшими созданиями, с которыми нам только лишь предстоит познакомиться.