Истории успеха людей, сделавших карьеру, разнятся между собой. Объединяет их, пожалуй, одно: люди, добившиеся успеха на профессиональном поприще, очень хорошо разбираются в человеческой психологии. Разбираться же в психологии босса полезно вдвойне – ведь именно от него зависит работа учреждения и окружающая работников атмосфера. Психологи выделяют следующие типы начальников.
Тип 1. Перфекционист
Перфекционист любит, чтобы все было идеально и по высшему разряду. Настроение этого «Мистера Совершенство» портится, чуть только что-то идет не так, как надо. Но стандарты этого типа явно завышены и не реальны, поэтому даже в отличной работе он найдет какие-то минусы, и похвалы от него вы не дождетесь. Особенно неприятно, когда такой босс начинает критиковать вас при всех или заставляет другого подчиненного переделывать сделанное вами. Правило, которым руководствуется перфекционист - «Могло бы быть и лучше».
Как действовать: Не принимайте критику таких людей всерьез. Это его проблемы, не ваши, и он выражает только свою собственную неадекватность. Такой перфекционизм часто вызван неуверенностью в собственном положении. Стремление быть самым лучшим работником и не совершать никаких ошибок может привести к совершенно противоположному результату. Если вы боитесь совершить ошибку, значит, не идете на разумный риск и не совершенствуете свои профессиональные навыки. Поэтому не бойтесь браться за новые задания, задавать вопросы, если что-то не ясно, или при необходимости просить помощи у самого перфекциониста. Очень полезно также заранее составить план действий по какому-то заданию и получить одобрение босса. Тем самым вы переложите часть ответственности на него самого.
Любые перемены в рабочей обстановке или в круге обязанностей подчиненных, пусть даже и самые незначительные, воспринимаются этим человеком «в штыки». Его устраивает имеющийся статус-кво. Измените его – и ретроград сразу уйдет в оппозицию. Причем это не всегда будет открытая оппозиция, ретрограды действуют более хитрыми и скрытыми способами. Их основное правило - «Пусть все остается по-прежнему».
Как действовать: Лучшая стратегия – напрямую вовлечь босса в процесс перемен. Когда он станет непосредственной частью процесса, он более снисходительно отнесется к нему. Кроме того, любые изменения ретрограды воспринимают лучше, если те осуществляются постепенно и незаметно, чтобы у них было время привыкнуть к ним.
«Локомотив» выражает свои негативные эмоции, «выпуская пар» на других людей. Своих подчиненных он считает мелкими сошками и относится к ним враждебно, при первой возможности сваливая все неудачи на них. Он тащит за собой работу офиса, как настоящий локомотив, но действует тираническими и диктаторскими методами. Его рабочее правило - «Будет или по-моему, или никак».
Как действовать: Не давайте подобным товарищам никакого спуску. Дайте боссу четко понять, что такое поведение по отношению к вам не пройдет. Боритесь с ним его же оружием. А если не можете, доведите до сведения вышестоящего начальства, что такое поведение только тормозит работу всего офиса. Постарайтесь также объединиться в борьбе против диктатора с другими коллегами.
Он постоянно отсутствует на рабочем месте либо так же постоянно «занят». В то же время при такой занятости у работников складывается впечатление, что босс знает о работе еще меньше, чем они. Пофигист не принимает работу всерьез и тем самым только осложняет жизнь своим подчиненным. Его жизненное кредо - «Работа может подождать».
Как действовать: С таким боссом вам придется самой придумывать себе задания и устанавливать обязанности. И если вначале такой подход к делу вам может и понравиться, то уже очень скоро подобная неуверенность и нестабильность начинает раздражать. Хорошая тактика в этом случае - показать себя незаменимым работником и взять на себя часть обязанностей самого босса. Станьте его лучшим помощником, сопровождайте его, как вторая тень, на все совещания и важные встречи. И не пройдет много времени, как вашу деловитость заметят в более высоких кругах, и, возможно, вы сами займете место вашего босса.
Такой тип начальника – это кровоточащее сердце всего офиса. Он приходит на работу с первыми лучами солнца, а уходит за полночь. Никакой личной жизни у него нет – только работа и еще раз работа. И такого же отношения к работе он требует от своих подчиненных. Он считает лучшим работником себя самого и в то же время чувствует, что эта жертва не оценена по достоинству. Его любимое высказывание: «Я полжизни отдал этой компании, но этого никто не ценит».
Как действовать: Как ни грустно, лучше всего такие начальники поддаются на грубую лесть. Постоянно подчеркивайте незаменимость его вклада в работу компании, советуйтесь во всем, опираясь на его «ценный жизненный опыт», и он будет считать вас неплохим работником, даже если вы откажетесь от работы в неурочное время.
У меня отличный начальник, у него от всех типов понемногу, но я хорошо знаю, в каких ситуациях, как с ним общаться, и вообще, когда ты начальник, то для всех все равно хорош не будешь!!!!!!!!!!!!!!!!!
Kust62, это точно, я работала шеф поваром 15 лет последнее время в подчинении было 26 человек с кондитерским цехом, так как можно всем быть хорошим, хотя не считая пьяниц у нас был такой хороший коллектив, нас закрыли 5 лет назад а мне по сей день звонят мои работники ведь мы стали большими подругами хотя живем по 200 км друг от друга. не знаю я очень легко схожусь с людьми, хотя хочу что бы был порядок.
У меня был неплохой начальник, правда человек настроения.Если настроение было нулевое, мы старались под руку не попадаться.Т.к. все могло кончиться очень плохо.Но радовало то что как только взрыв эмоций спадал на 0, он нам делал небольшие поблажки... Все тайное рано или поздно становится явным...(Сократ)
У меня в подчинении 25 человек, для всех я конечно не буду хорошей, но стараюсь находить компромис и подход, своих защищаю перед заведующей, но потом в кабинете немного поругаю, чтоб никто не слышал, стараюсь всегда помочь своим сотрудникам, правда всем не угодишь для кого хорошая, а для кого плохая.
Ленусик71, Классный начальник !!! Я тоже считаю - своих в обиду давать нельзя !!!! Я когда работала на работе - придерживалась такого же принципа !!! Своих не обижать и в обиду не давать !!! А за закрытыми дверями можно уже и поругаться !!!!
а у меня два начальника. на основной работе и по-совместительству. нормальные мужики. никаких проблем у меня никогда не было. но вообще-то попадаются дебилы. вот 4 года назад у нас был начальник производства - ну полная клиника. даже с ножом бегал за мастером, когда тот его послал. я с ним ежедневно ругалась. слава богу его уволили
Учимся спокойно принимать замечания Не так уж велико количество людей, способных адекватно и спокойно выслушивать критику и делать выводы из услышанного. Учитесь спокойно реагировать на замечания и, что не менее важно, отличать адекватную критику от обычной грубости.
Прежде всего, следует разобраться, чем критика отличается от обычных нападок и оскорблений. Конструктивные замечания касаются ваших поступков, работы, действий, а грубость невоспитанного человека – вас и вашей личности в целом. То есть, если критика комментирует лично вас, ваши качества, а не ваши действия, то это вполне можно расценивать как оскорбительное поведение.
Ради собственной же безопасности, от грубияна следует если не уйти, то абстрагироваться от общения с ним. Или учиться отстаивать свое психологическое пространство, не вступая, впрочем, в пререкания с невежей и не опускаясь до его уровня. Ибо в искусстве оскорблений он наверняка значительно опытнее вас.
Здесь важно понять, что в момент, когда грубиян вас оскорбляет, он не имеет претензий лично к вам – он решает собственные психологические проблемы, не имеющие к вашей личности никакого отношения. Или почти никакого. Помните, что вы не обязаны нести ответственность за чьи бы то ни было проблемы и дурное настроение.
Критика, как уже говорилось, касается того, что вы делаете либо не делаете. Причем, конструктивная критика обязана исходить из уст того, кто компетентен в области, которой эта критика касается. Ведь основное ее назначение – сделать ваши действия более эффективными, а их результат более значительным. В отличие от грубости, имеющее целью принизить вашу самооценку. Этот момент очень важно понимать.
Остановитесь, перед тем как прочесть отповедь критикующему. Критика ли это, или оскорбление? Задумайтесь, какие цели преследует только что выслушанное вами замечание.
Возможно, в нем есть ценные инструкции о том, как сделать ваш труд более эффективным. А быть может, оно содержит указание на недостатки вашей работы – те, что вы сами не замечаете, но которые тянут вас ко дну. Подумайте, какие выгоды принесет исправление собственных ошибок, и поблагодарите критикующего. Ведь он оказал вам услугу, а вовсе не пытался обидеть вас.
У меня новая заведующая и все свои обязаности сволила на меня, тяжело так работать когда нет помощи, я выполняю ее работу, что уже все надоело в аптеки лекарства не дают, так она мне говорит сходи договорись. Заведующая которая была быстро все решала, позвонит в аптеку и с заведующий договорится и нам выдают. А эта все сваливает на меня.
Начальник был в отпуске. Я исполнял его обязанности, но приказа о возложении на меня его обязанностей не издавалось. Должны ли мне доплатить и сколько? Должны ли доплачивать начальнику, когда в отпуск ухожу я?
■ Любая дополнительная работа, не обусловленная трудовым договором, должна оплачиваться дополнительно. При этом многие работодатели идут на хитрость. Например, включают в должностную инструкцию заместителя положение о том, что на время отпуска или болезни начальника зам будет выполнять его обязанности.
Считается, что, подписав инструкцию, работник соглашается выполнять дополнительную работу бесплатно. Но это неправильно. Ведь сложность труда и количество выполняемой замом работы в отсутствие руководителя возрастает, следовательно, труд не может оплачиваться в прежнем размере.
§ Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2003 г. № КАСОЗ-25
Поэтому заместитель, исполнявший обязанности отсутствующего начальника, может требовать доплату. И не важно, издавался приказ о возложении на него обязанностей руководителя или нет.
Размер доплаты определяется по договоренности между работником и работодателем.
§ Ст. 151 Трудового кодекса РФ
Если руководитель организации откажется предоставить вам доплату, пригрозите пожаловаться в трудовую инспекцию. При обращении в эту организацию запаситесь доказательствами того, что вы работали за своего начальника, пока он отдыхал. Это могут быть документы, которые обычно визирует и подписывает начальник, а в его отсутствие это делали вы, свидетельские показания коллег и т. д.
Аналогичная ситуация и с вашим начальником, да и с любым другим работником. Если во время отпуска или болезни кого-то из коллег другой сотрудник выполняет дополнительную работу, ему полагается доплата.