1 Какими экстрактами для купания младенца, вы пользуетесь? 2 Какие Подгузники предпочитаете? 3 Спите ли вы в одной постели с малышом? 4 Рост и вес при рождении? 5 Как вы считаете нужно ли пеленать деток? Пеленали вы ? 6 Пользуетесь ли вы пустышкой? 7 Какой цвет глаз у ваших деток? 8 Когда появился первый зубик у вашего малыша? 9 Когда ваш ребенок начал ползать? 10 Храните ли вы бирочки с роддома?
Сон грудных детей - один из самых главных показателей их здоровья. Новорожденный ребенок в идеале должен спать, пока не наступит чувство голода. Если ребенок не голоден, но не спит - значит что-то его беспокоит. Либо что то болит, либо что то вызывает неудобство (жарко, холодно, мокро и т.п.). Сон для ребенка очень важен. Сон - это отдых для всего организма и нервной системы ребенка. Сон ребенка также - возможность для мамы выспаться, отдохнуть и заняться домом, собой. Но не всегда малыши хорошо спят. Многие дети с трудом засыпают, а уснув, быстро просыпаются. Это происходит как во время дневного сна, так и ночью. Что же мешает уснуть Вашему ребенку ? Что его беспокоит ? Если малыш часто просыпается, то он не успевает отдохнуть как следует. Не выспавшийся ребенок будет чувствовать себя усталым и раздражительным весь день, и день будет трудным для всех членов семьи. Причина плохого сна часто может быть связана с врожденными заболеваниями центральной нервной системы. Ниже приведены данные о том, сколько времени должен спать ребенок, в том или ином возрасте. При этом следует иметь в виду, что все дети - разные, и кто-то будет спать больше, кто-то - меньше. От 1 до 2 месяцев ребенок должен спать около 18 часов; o От 3 до 4 месяцев -17-18 часов; o От 5 до 6 месяцев ребенок должен спать около 16 часов; o От 7 до 9 месяцев ребенок должен спать около 15 часов; o От 10 до 12 месяцев ребенок должен спать около 13 часов;
Есть несколько различных способов, которые помогут вам во время уложить ребёнка спать.
- Укладывайте спать без света. Большинство детей спят лучше, если в комнате темно. Занавешивайте окна от света. - Традиционная подготовка ко сну. Каждый день пред сном делайте одно и тоже: поиграйте с ним немножко, примите успокоительную ванну (перед ночным сном), спойте колыбельную песню. У ребёнка постепенно вырабатывается привычка к этим действиям, и он будет знать, что за ними следует сон, и будет готов к нему. - Включите тихую, успокаивающую музыку. Она помогает ребенку крепче уснуть. - Проветривайте детскую комнату. В комнате должно быть прохладно и свежо. Оптимальная температура - 18-20° С; лучше 16° С чем 22° . Лучше надеть еще одну распашонку, если вам кажется, что ребенку холодно. В душном помещении трудно уснуть даже взрослому, а на свежем воздухе, как известно, маленькие дети спят гораздо лучше. По этой же причине часто дети просыпаются от чувства жажды. Подумайте, удобно ли малышу спать на этом матрасе ? Если он слишком жесткий, колючий, ребенок, естественно, будет чувствовать дискомфорт. - Если малыш с трудом засыпает и плохо спит ночью, необходимо чтобы днём малыш больше активно двигался. - Днем ребенку желательно спать на свежем воздухе. - Старайтесь не укачивать ребенка. Если ребенок привыкнет к качанию, отучить его будет довольно сложно. Также, старайтесь, чтобы ребенок не спал у вас на руках. Частая проблема в том, что ребенок не спит в кроватке, но отлично спит на руках у матери. Ребенок привыкает засыпать только таким образом. Поэтому, с самого начала как только малыш уснул, положите его в кроватку. В идеале, конечно, чтобы ребенок засыпал не на руках, а в кроватке. - Ограничьте эмоциональные и физические нагрузки перед сном, особенно по вечерам. Ребенок перевозбудится, и ему трудно будет уснуть. - Читайте малышу перед сном волшебные сказки. Пусть это тоже станет своего рода ритуалом перед отходом ко сну. Выбирайте сказки спокойные и добрые, со счастливым концом. Читайте тихим, ласковым голосом. Здоровый, нормально развивающийся ребенок, сам знает, сколько ему нужно спать. Не нужно будить малыша только потому, что, по мнению родителей, ему пора заниматься чем-то другим - например, пришла пора кушать.
Для новоиспеченных родителей нередко определенной сложностью при уходе за малышом становится гигиена половых органов ребенка.
Однако гранит науки о гигиене детей становится податливым после освоения теории и нескольких практических занятий. При правильной обработке кожных складочек можно избежать многих «недетских» проблем у малышей.
Основные вопросы гигиены ребенка
Как часто нужно проводить гигиенические процедуры? Подмывать малыша следует всякий раз после стула, а также перед ночным сном ( во время вечернего купания температура воды – 36,0 – 37,0 С ) для того, чтобы удалить остатки мочи и кала. После мочеиспускания половые органы ребенка можно обтереть влажной салфеткой, но некоторым детям с чувствительной кожей промежности ( покраснение и зуд возникают от минимального раздражения ) подмывания требуются чаще.
Чем лучше подмывать? Процедуру желательно осуществлять обычной теплой проточной водой ( при этом взрослому необходимо заранее тщательно помыть руки ). Можно воспользоваться детским мылом или специальными детскими средствами для купания.
Взрослые средства не подходят, они сушат нежную кожу ребенка и нарушают ее нормальную микробную флору. Для гигиенического ухода за половыми органами не стоит также использовать марганцовку и травы, чтобы не вызвать сухость кожи и аллергию.
Как правильно? Ребенка нужно положить на руку взрослого животиком вниз, под струю воды поднести ягодицы, свободной рукой движением спереди назад, от лобка до ануса, обмыть половые органы ( половые губы, пенис, мошонку ) и складочки кожи. И только так! Особенно это касается гигиены девочек, иначе микробы кишечника могут попасть во влагалище и мочевые пути.
Некоторые специалисты советуют мальчикам обмывать половой член, не сдвигая крайнюю плоть, другие рекомендуют осторожно обнажать головку полового члена настолько, насколько позволяет растяжимость крайней плоти. Поэтому подбирать подходящий вариант обработки половых органов мальчика лучше с учетом его физиологических особенностей.
Обмывают головку водой или обрабатывают детским маслом, затем возвращают крайнюю плоть на место. Если она не позволяет открыть головку, насильственно это делать не нужно, иначе может развиться ущемление головки в крайней плоти – парафимоз, что потребует срочной хирургической коррекции.
После подмывания нужно накрыть ребенка полотенцем и бережно промокнуть влагу в промежности. Любую детскую косметику перед применением у малыша необходимо проверить на коже взрослого. Для этого нужно небольшое количество средства растереть на коже локтевого сгиба и понаблюдать за реакцией. По истечении 5-10 минут на том месте не должно появиться покраснения или сыпь. Кроме того, педиатры советуют наносить детский крем, тальк, масло и пр. сначала на ладони матери и только потом покровы ребенка. Если кожа малыша здорова ( бархатистая, розовая ), нет смысла чрезмерно использовать детскую косметику, поскольку кожа должна «дышать», а гигиенические средства могут нарушить этот процесс. Кожные складочки смазывают детским кремом ( для нанесения под одноразовые подгузники ). Лучше подождать, пока он впитается, а затем удалить излишки. За это время ребенок получит так называемую воздушную ванну, что очень важно для профилактики опрелостей ( перед использованием нового подгузника кожа малыша должна быть сухой ). Менять одноразовые подгузники следует не менее 8 раз в сутки, после пробуждения, перед кормлением, после стула ( и подмывания ), перед выходом на прогулку, перед ночным сном. Носить каждый из них рекомендуется не более 3 часов. Правильное использование современных, качественных подгузников, хорошо удерживающих влагу, не наносит вреда здоровью ребенка.
Последствия несоблюдения гигиены
Пеленочный дерматит ( опрелости ) - патологическое состояние кожи ребенка, провоцируемое воздействием физических, химических и микробных факторов при использовании пеленок или одноразовых подгузников. Возникает сыпь, покраснение, зуд в области промежности, шелушение кожи ягодиц.
Если раздражающие факторы не устранены, могут возникнуть гнойнички, эрозии и произойти вторичное инфицирование. В легких случаях помогут кремы сцинком, салицилом, пантенолом, показана также частая смена «дышащих» подгузников и воздушные ванны.
Синехии ( от греч.synecheia – «непрерывность», «связь», «спайки» ) - врожденные или приобретенные сращивания между соседними органами. Возникают как у девочек ( сращиваются малые половые губы), так и у мальчиков ( сращиваются крайняя плоть и головка полового члена ). Это может приводить к затруднению мочеиспускания и инфекции.
У девочек возникновение синехий связывают с низким уровнем эстрогенов ( женских половых гормонов ), а также с наличием воспаления вульвы. Половые губы соприкасаются, и при заживлении слизистой оболочки создаются условия для их сращивания. Помогут специальные ранозаживляющие кремы, рекомендованные врачом, которые тонким слоем наносят после подмывания на синехии. На ночь таким же слоем наносят крем, содержащий эстроген.
У мальчиков ( если нет воспаления ) разделять синехии рекомендуется после 5 лет и позже, так как есть вероятность их «самоликвидации». Вообще, при синехиях, не причиняющих никакого дискомфорта малышу, вам лучше выбрать выжидательную тактику. Чем чаще их разделять, тем больше вероятность их повторения, да и на ребенка это может оказать отрицательное психологическое воздействие.
Следим за гигиеной половых органов ребенка
Надо ежедневно раздевать ребенка на пеленальном столике и осматривать половые органы, кожу промежности, паховые и межъягодичную складочку. При проявлении тревожных признаков, сомнений следует обратиться к педиатру, детскому гинекологу или урологу. Тревожные признаки: болезненные мочеиспускания ( до, в момент и после мочеиспускания ребенок морщится, кряхтит, плачет ), острая задержка мочи; изменение цвета мочи ( обычно она бледно-желтая, в более старшем возраст моча соломенно-желтая ); покраснение, зуд паховых и межъягодичной складочек, кожи и слизистых оболочек половых органов; неприятный запах, выделения из половых путей; подозрение на неправильное строение органов ребенка, наличие опухолевидных образований или выпячивания в паховых областях, мошонке ( грыжи ).
Родился ребёнок!!! Как не растеряться и его понять?
ПОЙМИ, ПОЧЕМУ ОН ПЛАЧЕТ Ты знаешь, как заставить малыша улыбаться. Однако его плач всегда застает тебя врасплох. Не волнуйся! Так кроха пытается объяснить, что ему нужно. Пойми его и успокой Мамочка, поцелуй меня, поменяй мне подгузник и хорошо накорми! – эта фраза «на детском» звучит по-другому. Вместо слов ты слышишь громкий плач или тихое всхлипывание. Слезы ребенка – не только просьба о помощи, но и способ общения. Так проявляется генетически заложенный инстинкт самосохранения. Ведь плакать кроха умеет с самого рождения, а улыбаться он учится позже. Не считай плач признаком исключительно плохого самочувствия. Не паникуй, услышав его. Выясни, что нужно маленькому. Ведь у каждого крика своя причина. Чем скорее ты ее найдешь, тем быстрее малыш успокоится и улыбнется. Есть контакт! Согласись, ты не расплачешься из-за того, что не позавтракала или не выспалась. А для новорожденного это веские причины для слез. Чем меньше ребенок, тем чаще он кричит. Пока он не может изъясняться по-другому. Со временем кроха находит много способов объяснить, чего он хочет. Плач перестает быть единственным средством общения. Появляются улыбка, движения губ, агуканье. А сейчас ты быстрее поймешь и успокоишь капризулю, если будешь знать, как с возрастом меняются причины плача.
Первые недели Основные занятия новорожденного – хорошо есть и спать, внимательно рассматривать все вокруг. Крошечный ребенок может тихонечко агукать и пускать пузыри. Таким образом он разговаривает сам с собой. О важном и срочном он сообщит громким криком. Причиной может быть не только мокрый подгузник, но и отсутствие мамочки именно в тот момент, когда она очень нужна.
3 месяца Малыш немножко подрос, уже умеет держать головку и самостоятельно переворачивается со спинки на животик. Он хочет все попробовать на вкус и тянет в ротик любой предмет, который попался ему на глаза. Кроха с удовольствием рассматривает яркие игрушки над кроваткой, тянет к ним ручки и пытается схватить. Он уже узнает мамочку и папу. Поэтому, когда ты подходишь к нему, встречает очаровательной беззубой улыбкой. Теперь он может общаться с помощью взгляда и выразительной мимики, его агуканье и лепет становятся более разнообразными. Чаще всего вызывают слезки колики в животике. Впрочем, малыш готов горько разрыдаться из-за того, что яркая погремушка выскользнула из маленьких пальчиков.
6 месяцев Ребенок умеет сидеть и неплохо ползает. Он тянет к тебе ручки, а если что-то ему не нравится, морщит носик. Улыбка и лепет говорят, что все в порядке. Как правило, в это время беспокойство и плач вызывают режущиеся зубки. Громким криком малыш может встретить любого постороннего человека (его пугает незнакомое лицо, даже чужой запах).
9 месяцев Наконец-то ты услышала долгожданное «мама». Это старт для активного общения. Каждый день ребенок будет радовать тебя новым словом. Сейчас кроха говорит на своем особом языке, который, ты прекрасно понимаешь. Плач – все еще способ показать, что он не очень хорошо себя чувствует. Но не только. Это может означать: «Мама, дай мне, пожалуйста, вон ту вазу!»
Мини-переводчик для родителей Улыбка крохи означает, что ему хорошо. А вот плач не всегда свидетельствует о плохом самочувствии. Это попытка сказать о чем-то важном. Если ты поймешь, почему кричит ребенок, сможешь быстро его утешить. Голод Плач прерывистый, он усиливается и становится громче Малютка крутится, засовывает в ротик кулачок, ищет грудь Накорми ребенка. Приложи его к груди. Малышу-искусственнику приготовь бутылочку со смесью. После еды подержи на руках. Недостаток сна Жалобное всхлипывание, негромкий плач Ребенок тянется ручками к лицу, закрывает глазки Возьми на ручки, покачай и погладь, ласково поговори с ним, спой колыбельную Мокрый подгузник Настойчивый, громкий, непрерывный крик Кроха крутится, напрягает ножки, становится беспокойным Сразу же сними подгузник, помой кроху и дай коже проветриться. Надень сухие штанишки Духота в комнате Тихий стон и пыхтение; дыхание частое и прерывистое Личико, шейка и спинка малыша потные, капельки появились на носике Сними влажную одежду. Вместо нее надень сухую и более легкую. Проветри комнату (только следи, чтобы не было сквозняка) Колики Громкий плач, начинается неожиданно Животик твердый. Карапуз подтягивает к нему ножки и крутится. Кроху очень трудно успокоить Сделай малышу теплую травяную ванночку (отвар ромашки, мяты и шалфея). Погладь животик (по часовой стрелке), положи на него теплое мягкое полотенце. Страх Отчаянный, внезапный, громкий крик Ребенок дрожит, активно двигает ножками и ручками Прижми к себе, дай грудь. Ласково поговори, погладь, тихонько покачай Жажда Жалобное всхлипывание постепенно усиливается Малютка начинает вертеться, ведет себя беспокойно Обязательно приложи его к груди или предложи детский чаек Простуда Протяжный, слабый, тихий и жалобный плач Малыш бледненький, у него температура, заложен носик или покраснело горлышко Измерь температуру и дай лекарство, рекомендованное врачом. При насморке держи маленького на руках в вертикальном положении, тогда он сможет дышать ртом. Регулярно очищай носик от слизи Переутомление Длительный, громкий плач Кроху невозможно успокоить, он долго не засыпает Приложи к груди, тихонько пошепчи на ушко, покачай. Поглаживай по спинке Зубки Тихое всхлипывание, которое переходит в громкий крик Ребенок тащит в ротик все, до чего только может дотянуться. У него красные десенки, может быть повышенная температура Сделай ванночку с успокаивающим отваром (валериана, мята, лаванда) Потребность в общении Требовательный и непрерывный крик Маленький дрожит, ведет себя беспокойно Помоги прорезаться зубкам: дай погрызть холодное колечко с гелем или водичкой. Аккуратно помассируй десны пальцем, смазанным охлаждающей мазью
Два универсальных средства Для ребенка важен эмоциональный и физический контакт с мамочкой. Поглаживания, поцелуи и добрые слова – обязательные элементы общения. С их помощью ты быстро успокоишь малютку. Он почувствует твой запах и нежные прикосновения рук. На кроху это окажет магическое действие.
1. Помассируй животик Положи малютку на спинку и погладь ему животик по часовой стрелке. Касайся ребенка не пальцами, а всей ладонью. Не дави на животик и не торопись. Движения должны быть медленными и плавными. Это не только утешит кроху, но и предотвратит колики.
2. Гладь по головке Даже самый раздраженный малыш успокоится после того, как мамочка начнет его гладить по голове. Нежно пройдись мягкой ладошкой по лобику, вискам и родничку. Каждое движение сопровождай ласковыми словами и теплой улыбкой. Таким образом ты объяснишь крохе, что все в порядке и плакать не стоит.
Хорошее поведение Вспомни, с какой радостью ты услышала первый крик малютки. Теперь его громкий голосок будит тебя несколько раз за ночь. Конечно, такой режим утомляет. Но недосыпание – проблема временная. Любовь и нежность, которые ты испытываешь к сынишке или дочурке, с лихвой компенсируют усталость. Главное, будь внимательной и терпеливой. Не допусти самых распространенных ошибок молоденьких мам.
Не раздражайся Кроха плачет не для того, чтобы расстроить тебя. Он ничего не делает назло. Поэтому не сердись! Ребенок моментально почувствует твое настроение и начнет плакать еще сильнее. Он не поймет, почему мамочка такая раздраженная. Держи себя в руках! Помни, что любовью и лаской ты сможешь успокоить кроху намного быстрее. Не ожидай, что малыш перестанет кричать, едва ты возьмешь его на ручки. Дай ему время. Покачай, убаюкай, тихонечко погладь по спинке. Поверь, малютка расслабится и скоро заснет.
Быстро реагируй Не допускай мысли: «Покричит и перестанет». Для крохи твое невнимание – настоящий стресс. Поэтому подходи к маленькому по первому зову. Вовсе не обязательно брать его на ручки. Иногда достаточно улыбнуться, погладить, ласково поговорить. Этим ты его не разбалуешь. Наоборот, благодаря твоему вниманию ребенок будет расти спокойным, а значит, здоровеньким.
Принимай помощь мужа Малютка расплакался? Позволь папе его утешить. Не пытайся снять с мужа груз отцовских обязанностей. Увидишь, у него все отлично получится. Ведь на многих деток сильные руки папочки действуют успокаивающе.
В жизни этого человека будут сотни месяцев и десятки лет, однако ПЕРВЫЙ месяц – это четыре недели особой ответственности и внимания родителей, это тридцать дней новых ощущений и узнавания этого мира малышом, новых необычайных впечатлений и переживаний мамы и папы, это месяц, когда новая жизнь в прямом и переносном смысле вливается в ваш дом. В родильном доме, как выстрел стартового пистолета, раздается крик нового гражданина нашей планеты. Старт дан, и впереди – марафонская дистанция длиною в жизнь.
В период первого месяца после родов малыша принято называть новорожденным. Только родившись, после нелегкого первого вдоха и оглушающего родового катарсиса (первого крика), органы и системы малыша начинают активно адаптироваться к внеутробной жизни. Значительно перестраивается система кровообращения, стремительно разрушаются красные кровяные клетки с плодовым типом гемоглобина (его еще называют фетальным), теперь неактуальные для организма, активизируется иммунная система, решают свои первые проблемы почки, пищеварительная и эндокринная системы ребенка, а его кожа, дыхательные пути и кишечник впервые сталкиваются с ранее незнакомыми им микробами.
Возможно, что в первую неделю после родов ребенок потеряет около десяти процентов массы тела. Это следствие адаптации организма новорожденного к внеутробной среде. Родителям не следует паниковать и волноваться в этой связи. В дальнейшем малыш быстро восстановит и наберет массу. В первую неделю весь организм новорожденного работает с большим напряжением, а более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. Первый месяц малыш значительную часть суток (до 20 часов) проводит во сне. Новорожденный, как правило, спит в позе лягушки, то есть лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны. У новорожденного в этот период различают пять состояний: глубокий сон, когда малыш абсолютно расслаблен, медленно и ровно дышит, глаза закрыты и лицо расслабленно; неглубокий сон, когда у ребенка более учащенное, не совсем ровное дыхание, возможно подергивание рук и ног, можно различить, как двигаются глазные яблоки под веками; дремотное состояние, возникающее во время кормления или перед засыпанием, характеризующееся полузакрытыми глазами; бодрствование, когда малыш активен, совершает движения всем телом, руками и ногами; плач, обозначающий, что у новорожденного дискомфортное состояние, например, он голоден, напуган или мокрый.
В первый месяц у малыша наблюдаются следующие особенности моторики - лежа на животе, он пытается приподнимать голову, а иногда ему даже удается удержать ее в таком состоянии несколько секунд. За первых тридцать дней новорожденный прибавит к своей изначальной массе около 600 граммов и вырастет приблизительно на 3 сантиметра, окружность головы увеличится на 1,5-2 сантиметра.
В первый месяц очень важно наладить кормление ребенка. Очевидно, что наилучшей пищей для него является материнское молоко. В первые дни жизни ребенка количество молока у женщин постепенно увеличивается. Какие существуют рекомендации по стимуляции лактации? Одним из популярных в последнее время способов стимуляции лактации является более частое прикладывание ребенка к груди при первых признаках беспокойства ребенка. Этот способ называют «режимом свободного вскармливания» или «кормлением по требованию». Таким образом, у некоторых мам получается 10-12 кормлений за сутки. Недостатком этого метода является чрезмерная усталость мамы.
Альтернативный метод, практиковавшийся активно вплоть до последнего десятилетия, называется «кормление по часам». Врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа - получается 6 или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв - 5-6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20-40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20-30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу. Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, до шести месяцев малышу достаточно только грудного молока и как питья, и как еды. Грудное молоко - лучшая пища для ребенка в его первые месяцы жизни, и никаких заменителей для него нет. Каждая женщина должна знать это и принять это как аксиому, если хочет обеспечить своему малышу здоровье и оптимальные условия для развития его организма.
Важно правильно вкладывать сосок в рот малыша – он должен захватывать весь околососковый кружок. Установлено, что основной объем грудного молока ребенок высасывает за первые 5- 10 минут кормления. Однако наибольшей питательной ценностью обладает именно поступающее позднее, так называемое «заднее» молоко. При этом есть дети, которые быстро устают, засыпают у груди, их необходимо побуждать к сосанию, легко похлопывая по щечкам, вынимая изо рта и вновь вкладывая сосок. Не рекомендуется также докармливать ребенка, который быстро уснул, а через 40-50 минут проснулся и вновь требует еды, - этим сбивается ритм кормлений, закладывается почва для расстройств пищеварения и истерических неврозов. При сосании младенец заглатывает не только молоко, - вместе с питательной жидкостью поступает и воздух, от которого малыш стремится избавиться. Поэтому процедура отрыгивания воздуха, когда выходят излишки накопившегося газа, является очень важной. При грудном вскармливании отрыгивание воздуха оптимально через каждые 5 минут (или при перемене грудей) и через каждые 50 г при кормлении из бутылочки. Обычно это делается тремя способами – вертикально на вашем плече, вниз лицом на ваших коленях или в сидячем положении, - и совсем неплохо попробовать все три способа, чтобы определить, какой из них больше всего подходит вам и вашему ребенку.
Вздутие живота, кишечные спазмы, «колики» - частые спутники первых месяцев жизни даже у практически здоровых детей. Домашние способы помощи ребенку при этих состояниях: легкий массаж животика по часовой стрелке; вертикальное положение на руках у взрослого или так называемый контакт «кожа к коже» - малыш кладется животиком на обнаженную грудь матери, полулежащей в кресле, сверху прикрывается одеялом, мама поглаживает его по спинке. Выкладывание малыша на живот на 3-5 минут и прием плантекса (содержащего в своей основе укроп) позволяют предотвратить «колики», способствуя выведению газов из кишечника.
Очень важный момент первых недель жизни ребенка - заживление пупочной ранки. При выписке из роддома в обычные сроки (пятый - седьмой день) полностью зажить пупочная ранка не успевает. Традиционно принято обрабатывать пупок раствором бриллиантового зеленого (зеленкой). И делать это надо ежедневно, до тех пор, пока ранка не станет полностью сухой утром при туалете ребенка и вечером после ежедневного купания. Пока корочка не отпала, рекомендуют добавлять в воду при купании слабо-розовый раствор марганцовки, настой ромашки или зверобоя. Температура воды для купания 37-37,5°С, продолжительность купания - не более 5-7 минут. Если у ребенка появляются выделения из пупочной ранки или покраснение и припухлость пупочного кольца - нужна консультация врача. К врачу следует обратиться также, если корочка с пупочной ранки не отпадает по достижении ребенком возраста 14-15 дней.
Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезают в первые месяцы жизни, другие трансформируется в приобретенные рефлексы, выходя на уровень сознания. Такие врожденные рефлексы, как рефлекс чихания, вздрагивания, моргания, зевоты, коленные рефлексы сохраняются у малыша на всю жизнь. В период первого месяца жизни у ребенка выделяют семь основных рефлексов: ХВАТАТЕЛЬНЫЙ - проявляется во время поглаживания или легкого касания ладошки ребенка. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. ПОИСКОВЫЙ - малыш поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой составляющей инстинкта поиска пищи и питания. СОСАТЕЛЬНЫЙ - у малыша заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Сосательный рефлекс, так же как и поисковый, прочно связан с инстинктом питания. РЕФЛЕКС БАБИНСКОГО - при проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы. РЕФЛЕКС МОРА - новорожденный разводит и сводит руки и ноги, реагируя на громкий и внезапный звук. РЕФЛЕКС БАБКИНА - при надавливании малышу на ладонь он поворачивает голову и открывает рот. ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС - малыш совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. РЕФЛЕКС ХОДЬБЫ - новорожденный совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности. РЕФЛЕКС ОПОРЫ - приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола. РЕФЛЕКС ПОЛЗАНИЯ БАУЭРА - при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания.
А как развиваются органы чувств в этот период? Многие новорожденные к середине второй недели жизни умеют удерживать в поле зрения движущийся предмет, например, яркую погремушку диаметром около десяти сантиметров. Если на расстоянии 40-50 см от лежащего на спине малыша поместить яркую игрушку и начать медленно перемещать ее вправо-влево, то ребенок на несколько секунд фиксирует игрушку взглядом. Малыш трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы, например, лицо мамы или папы. Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо. К четвертой неделе движения глазных яблок малыша уже более плавные и координированные.
Несколько слов об органах слуха. В середине второй недели жизни на громкий резкий звук, источник которого находится вне поля зрения ребенка, ваше чадо отреагирует вздрагиванием и миганием. К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение. Звуковые раздражители интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения.
К концу четвертой недели жизни малыши обычно радуют мам и пап не только прогрессирующим улучшением работы органов зрения и слуха. Необычайно приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций малыша на родительское присутствие. Четырехнедельный новорожденный способен улыбаться! Наиболее вероятно, что первая улыбка ребенка будет ответом на многократные ласковые обращения к нему. Чем больше вы будете улыбаться чаду, тем скорее оно ответит вам аналогичным образом. В целом важно родителям в семье сохранять положительный эмоциональный фон, не конфликтовать при ребенке, не выяснять отношений. Новорожденный впитывает всё, как губка, и чувствует до нюансов психологический климат вокруг. Сейчас малыш требует ласкового общения. Нельзя недооценивать сенсорные возможности новорожденного.
На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра. О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза. Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки. Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.
Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко – это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что следует добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Дело в том, что витамина D недостаточно в материнском молоке. Поэтому сапплементация (дополнительное введение) витамина D рекомендуется в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона - кормление грудным молоком сейчас оптимально.
На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными - он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.
Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца. Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела. Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать - это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.
Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд. Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны. Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация – комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.
Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться. ГОЛОДНЫЙ ПЛАЧ обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления. СОНЛИВЫЙ ПЛАЧ, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину. БОЛЕВОЙ ПЛАЧ начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
ПЛАЧ при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте. Самый простой способ успокоить кричащего карапуза – это дать ему соску. Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы - палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.
Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период? На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее - произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении. Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально - из классической академической музыки. Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху. На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо - уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие – вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.
Велика вероятность, что к десятой неделе своей жизни карапуз будет уже уметь смеяться вслух или визжать от восторга, рассеянно улыбаться. А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° - с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.
Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке. Всё достаточно индивидуально. Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.
Мама отвлеклась буквально на минуту, но этого времени вполне хватило, чтобы ребенок упал и ударился головой... Что делать? Как по внешним признакам определить тяжесть травмы, и нужно ли обращаться к врачу, если на первый взгляд ребенка вроде бы ничто не беспокоит?[color=purple] Что такое черепно-мозговая травма Черепно-мозговая травма (ЧМТ) - что механическое повреждение черепа и внутричерепных структур (головного мозга, сосудов, нервов, оболочек мозга).
Проявления черепно-мозговой травмы у детей существенно отличаются от симптомов, характерных для взрослых, и обусловлены они особенностями детского организма, а именно: процесс окостенения черепа малыша еще незавершен, кости черепа пластичные, гибкие, соединение их между собой неплотное; мозговая ткань незрелая, насыщена водой, не закончена дифференцировка структур нервных центров и системы кровообращения мозга. Таким образом, с одной стороны, мозговая ткань имеет большие компенсаторные возможности и так называемый запас прочности (мягкие кости черепа и большее количество жидкости и мозге, чем у взрослых, могут амортизировать удар). С другой стороны, поскольку травме подвергается именно незрелая ткань мозга, что может привести к нарушению развития его структур и спровоцировать в дальнейшем ограничение психического развития, эмоциональные нарушения и пр. Тиричные случаи получения черепно-мозговых травм младенцами Малыш лежит на пеленальном столе или на диване, мама на несколько мгновений отворачивается, и ребенок падает на поп. Кроха оставлен без присмотра в высоком стульчике. Он отталкивается ногами от стола и вместе со стульчиком падает на спину. Малыш пытается вставать в кроватке. Что-то на полу заинтересовало его, и он перевешивается через бортик и падает. Малютку оставили сидеть в коляске, не предполагая, что он попытается в ней встать и, не найдя опоры, упадет вниз.
Поскольку относительный вес головы младенца значительно больше веса корпуса, то при падении он прежде всего ударяется головой и чаще теменной областью. Очень редко травмируются лобная и затылочная области головы.
После падения у ребенка в зоне удара появляется покраснение, малыш чувствует боль. Если и течение нескольких минут в этом месте не появляется выраженный быстро нарастающий отек, а отмечается лишь незначительная припухлость, то как правило, это указывает на ушиб мягких тканей головы (который не относится к ЧМТ). К больному месту необходимо приложить что-то холодное (пузырь со льдам, полотенце, смоченное холодной водой, - не забывайте его периодически заново смачивать- и пр.).Холодный компресс прикладывают не меньше чем на 5-15 минут (или хотя бы на то время, на сколько что позволит сделать малыш, - зачастую такая процедура вызывает активный протест). Холодный компресс позволит уменьшить отек тканей, который препятствует нормальному функционированию органа, сузит кровеносные сосуды, что является профилактикой кровотечения и станет важным фактором благоприятного исхода травмы в дальнейшем. Преимущества данной процедуры более весомы, чем мифическая возможность переохлаждения ребенка в течение такого короткого срока. И главное - сохраняйте спокойствие и постарайтесь успокоить ребенка.
Внешние признаки сотрясения головного мозга у детей первого года жизни довольно скудные. Для младенцев потеря сознания на фоне сотрясения головного мозга - большая редкость, в отличие от детей дошкольного и школьного возраста и взрослых. Также они не могут пожаловаться на головную боль. Они просто сразу начинают громко плакать, возникает двигательное беспокойство. После крика могут уснуть. Проснувшись, капризничают, отказываются от пищи. Затем появляется рвота (обычно однократная) или частое срыгивание. В первую ночь после травмы дети плохо спят. Чем более выражены указанные нарушения в поведении ребенка и чем они продолжительнее, тем вероятнее сотрясение мозга.
Возможна и другая реакция на травму: после сна у ребенка внешние признаки травмы исчезают и создается ложное представление о выздоровлении. Это опасное заблуждение: состояние малыша может резко ухудшиться.
Если после падения был длительный промежуток времени (от одной до нескольких минут) между самим падением и криком малыша от удара, скорее всего, имела место потеря сознания. Наличие такого признаки чаще свидетельствует об ушибе головного мозга. Но иногда в подобной ситуации родители теряют счет времени, им трудно сориентироваться, много прошло времени с момента падения ребенка или мало, была потеря сознания или нет. Даже если ребенок просто зашелся в крике от удара, но перед этим какое-то время было тихо, родителей такая ситуация должна насторожить, и ее следует отнести за счет более тяжелой патологии. Это позволит, не теряя времени, обратиться за медицинской помощью и выяснить серьезность травмы. Ушиб головного мозга сопровождается нарушением его кровотока различной степени выраженности (от снижения до полного прекращения), отеком вещества мозга, кровоизлияниями в мозг, возможно развитие парезов2 и параличей3. Другие признаки патологии - такие же, что и при сотрясении, но только более выраженные: многократная рвота, длительное беспокойство и пр. При тяжелых ушибах головного мозга развивается кома
Что нужно сделать в первую очередь, если ребенок упал
Настоятельно советуем родителям, чьи дети получили травму головы: даже если, на ваш взгляд, малыша ничего не беспокоит, он упал с незначительной высоты, перестал плакать и пр., незамедлительно обратитесь за помощью к следующим врачам: детскому невропатологу, травматологу, нейрохирургу. Для этого необходимо вызвать бригаду скорой помощи на дом и вас с ребенком доставят в специализированный стационар. Либо самостоятельно обратитесь в приемное хирургическое отделение любой крупной детской больницы, где ребенка проконсультируют указанные специалисты. В случае, если они не подтвердят патологию можно будет спокойно вернуться домой.
Необращение к врачу опасно поздней диагностикой травмы, утяжелением состояния ребенка, возможностью возникновения комы. Все это требует лечения в условиях реанимации, в ряде случаев - оперативного вмешательства. Позднее обращение к врачу повышает риск смертельного исхода, возникновения осложнений, удлиняет период восстановления и ухудшает его итог, вплоть до того, что ребенок может стать инвалидом. Последствия ЧМТ
Исследования по проблеме черепно-мозговых травм свидетельствуют, что даже легкая травма может обуславливать нежелательные последствия.
Под влиянием травмы (момента механического повреждения вещества мозга) и ее последствий нарушаются функции различных отделов головного мозга, а следовательно, и работа подчиненных им органов и систем (эндокринной, пищеварительной систем и пр.). Может нарушаться кровоток, в том числе отток венозной крови из полости черепа. Страдает регуляция тонуса сосудов - они могут неадекватно сужаться, приводя к повышению артериального давления. Все это ухудшает протекание обменных процессов в мозге, в результате чего клетки головного мозга могут замещаться кистозными полостями, то есть на их месте образуются дыры, заполненные жидкостью, и в том месте, где есть эти кисты, определенные функции мозга выпадают. Например, лобные доли отвечают за интеллект - значит, наличие в этом месте кист снижает его. К тому же известно, что головной мозг в норме изнутри и снаружи имеет пространства, заполненные мозговой (цереброспинальной) жидкостью. После травмы она может избыточно накапливаться в них - а следовательно, повышается внутричерепное давление. Находящаяся под давлением жидкость сдавливает вещество головного мозга, вызывает его медленную атрофию5 (это явления могут происходить и при образовании кист).
Запуск патологических механизмов травмы зависит от ее тяжести: чем она тяжелее, тем выраженнее нарушения, хуже исходы, длиннее восстановительный период.
Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.
Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.
Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.
При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.
С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.
На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.
6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.
Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.
На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.
Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.
На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.
К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.
Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.
Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.
Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.
Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда: – к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку; – к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками; – к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним; – к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног; – к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке; – к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками; – к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами; – к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки; – к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору; – к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Людмила ГРАК, Кандидат медицинских наук, доцент 2-й кафедры детских болезней БГМУ.
Среднестатистическая мама полагает, что ее младенец отличается от всех остальных только количеством складочек на запястьях, привычкой не спать ночью и оглушительно орать днем. Причем те дети, которые спят как сурки и не вопят, а тихонечко повизгивают, являются предметом всеобщей ревнивой зависти. Но не всегда хорошо, когда ребенок много спит, и не всегда плохо, если он нагло орет. Дорогие родители, имейте в виду: в течение первого года жизни закладывается основа характера и судьбы будущего взрослого. Поэтому крайне важно наблюдать за развитием своего ребенка.
Обрати внимание!
Существует целый раздел психологии и солидная область психоанализа, которые занимаются исключительно особенностями младенческого возраста. Специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие моменты в поведении малыша.
1. Как он плачет
Плач это универсальный способ сообщить о своих нуждах, выразить свои чувства, добиваться желанной цели и… провентилировать дыхательные пути. Интенсивность крика зависит от характера малыша, его психического состояния и физического развития. Чем больше у ребенка объем легких тем громче вопль. Недоношенные дети, например, вообще не кричат, а попискивают, словно котята.
2. Как он спит
Обратите внимание на длительность сна, на то, как засыпает ваш малыш и как ведет себя при пробуждении. Во сне и ночном, и дневном дети набираются сил и растут. А еще во сне нейроны долговременной памяти фиксируют все дневные впечатления и перерабатывают полученную информацию. Длительность и характер сна указывают на темперамент ребенка.
Мало и крепко спят сангвиники сильные и уравновешенные. Мало и плохо спят холерики сильные, неудержимые, без тормозов. Много и хорошо спят спокойные и медлительные флегматики. Много и тревожно впечатлительные и нежные дети со слабым типом нервной системы. 3. На кого или на что предпочитает смотреть
Это может быть одушевленный предмет мама, папа, няня, какой-то посторонний человек; или неодушевленный обложка журнала, игрушка, игра света и тени на стене. Телевизор, по которому идет фильм, является эквивалентом человека.
n Общительные или очень эмоциональные дети предпочитают смотреть на людей.
n Замкнутые от рождения фиксируют взгляд на предметах и природе.
4. Чем любит играть
Тот, кого привлекают игрушки, обычно мыслит стандартнее того, кто тянется за запретными очками или мобильным телефоном.
Типология малышей
"Лидер"
Кричит настойчиво и громко. Замолкает сразу, как только получит желаемое. Всегда стремится к своей цели: если голоден, его не отвлечешь погремушкой, а захочет, чтобы его взяли на руки, будет орать, пока не возьмут. Засыпает поздно, спит крепко, но мало. У него врожденный талант к дрессировке родителей: как только получит то, чего требовал, становится благостным, будто ангел, сладко жмурится и мама с папой готовы в лепешку разбиться, лишь бы увидеть это кротчайшее выражение на пухлой младенческой мордашке. Будущий лидер рано начинает улыбаться и фиксирует свой взгляд не на каких-то там предметах, а на родственниках, от чьего отношения его благополучие зависит. Он любит общество, но ненавидит, когда его долго удерживают на руках.
В чем нуждается
Требует отношения бережного и твердого. Ни в коем случае нельзя силой ломать его индивидуальность. Надо похвалами поощрять приятное родителям поведение малыша, но не идти у него на поводу и не позволять ему рвать книжку или кидать на пол игрушку.
И каким он тогда вырастет
Целеустремленным, решительным, настойчивым и деятельным.
А если все не так, как надо
Строгие и суровые родители, пресекающие самостоятельность будущего лидера, сформируют одинокого волчонка или сломленного и пассивного неудачника. Чересчур нежные и все позволяющие получат высококлассного домашнего тирана.
«Вещь в себе»
Тих и удобен в обращении. Кричит редко, только по настоящей физической потребности от голода, жажды или болей в животе. Почти все время спит. Сон для него частенько является эквивалентом душераздирающего вопля: не получая желаемого, он отключается в надежде, что за время его сна ситуация исправится. После пробуждения долго лежит молча ему с самим собою интересно. Не требует, чтобы возле него все время находились родители. Мир предметов с рождения привлекает его больше, чем мир людей. Он способен улыбаться яркой вазе или раскачивающейся ветке за окном. Он с одинаковым равнодушием относится ко всем посторонним, никого не боится, у всех на руках сидит как куль с мукой послушно и вяло. Рано выделяет из окружения одного человека свой эмоциональный канал с связи с миром, и часто это оказывается не мама.
В чем нуждается
С ним надо обращаться уважительно, не вторгаться с поцелуями и шумными играми к нему во внутренний мир. Мама должна стоять на страже его покоя, папа объяснять и защищать. Неплохо подсунуть ему для общения много разных людей, чтобы он мог выбрать себе друга по душе. Маме не следует его ревновать к няне или бабушке. Маму он любит больше, но с кем-то другим ему бывает проще.
И каким он тогда вырастет
Оригинальный и глубокий мыслитель, инженер или математик, химик или программист. При неприятностях всегда будет уходить в себя.
А если все не так, как надо
Навязчивая мама-клуша, опекающая каждый его шаг, превратит малыша в замкнутого параноика. Равнодушная вырастит туповатого двоечника или мизантропа. Суровая и наказывающая ремнем жестокого и не умеющего сострадать чужой боли эгоиста. Черствая и неэмоциональная чудака.
«Хрупкий как стекло» Плачет часто, успокаивается медленно, икает, вздыхает и хнычет. Спит долго, но всегда плохо, регулярно просыпается и требует, чтобы его носили по комнате и укачивали. Ни минуты не способен быть один, радуется обществу. Его успокаивает физическая близость к маме или к папе. Иногда не переносит яркого света, громких звуков, что говорит об особо хрупкой нервной организации. Очень избирателен в общении к кому-то идет на руки, кого-то отталкивает, причем частенько оказывается, что ему не нравятся люди, затаившие какие-то враждебные намерения по отношению к его близким.
В чем нуждается
Требует вдвое больше терпения, чем другие дети. Взрослые всегда должны отзываться на его крик. Его невозможно избаловать или заласкать: чем больше тепла он получит от окружающих, тем более устойчивым и волевым станет в будущем.
И каким он тогда вырастет
Мальчик превратится в мечту всех женщин в мужчину сильного и нежного. Девочка очарует всех покладистым, добрым и ровным характером.
А если все не так, как надо
Начнешь проявлять выдержку мол, покричит и перестанет вырастишь нервного, вечно на всех обиженного и злого взрослого. Начнешь бранить и наказывать сформируется личность робкая и пассивная, которую потом всю жизнь придется опекать.
«Творческая натура» Ненавидит спать, потому что сон прекращает его деятельность по изучению и творческому преображению мира. После пробуждения не плачет, но кряхтит и гулит, чтобы заметили и подошли. Охотно улыбается маме с папой, любит всякие непонятные предметы больше понятных игрушек. Начинает разбирать окружающие его вещи на составные части раньше, чем разговаривать. Общение на расстоянии рассказ, пение, присутствие рядом предпочитает физической ласке. Успокаивается от слов, а не от прикосновений. Хохочет и размахивает ручками, чтобы привлечь внимание других к понравившемуся ему предмету. К годовалому возрасту начинает проявлять чудовищное упрямство дай ему это или покажи то.
В чем нуждается
С ним необходимо говорить и все ему объяснять, не думая о том, много или мало он понимает.
И каким он тогда вырастет
Одаренным, любопытным, жизнерадостным, вспыльчивым и страстным.
А если все на так
Будешь жестоко пресекать попытки достать и узнать, попытаешься шлепать подавленная любознательность превратится в агрессивность. К школьным годам ребенок превратится в неуправляемого, хулиганистого и плохо успевающего ученика.
«Нежный как мимоза» Он плачет тонким, ноющим голосом и быстро замолкает.
У такого малыша нет сил настоять на своем, докричаться до появления взрослых, и, постенав минут десять, от безнадежного отчаяния он проваливается в небытие и спит сутками как под наркозом, пока его мама хвастается перед подругами, какой у нее замечательно смирный ребенок. Он поздно начинает улыбаться, в маминых или папиных объятиях от блаженства замирает, и часто родители принимают его за "вещь в себе" и оставляют в одиночестве и покое. Но "нежного" ребенка не занимают ни предметы, ни природа, не собственные представления о мире. Вместо погремушки или пирамидки он рассматривает свои ручки, тянется к зеркалу и телевизору. Ему нужны люди. Он робок и не обладает настойчивой обольстительностью "лидера" или истерическим упрямством творческой личности, не уходит в свой внутренний мир до лучших времен, как "вещь в себе", и не привязывает к себе взрослых демонстрацией бурной любви подобно "хрупкому" малышу. Он беспомощен более всех остальных детей, невероятно чувствителен, застенчив и без внимания взрослых страдает и останавливается в развитии.
В чем нуждается
Ему нужно очень много внешних проявлений любви прикосновений, постоянного присутствия в его поле зрения. Маме надо хорошенько подумать, кто будет проводить с ним целые дни, если она решит выйти на работу.
И каким он тогда вырастет
Бывают необыкновенно талантливыми музыкантами, дизайнерами, учителями, отважными защитниками всех слабых и несчастных.
А если все не так
Даже любящие, но не распознавшие всю степень нежности детской натуры родители способны подавить таланты малыша и способствовать его превращению в болезненного ипохондрика или в наделенного нулевой самооценкой недотепу.
Твой малыш никого не боится и идет на руки ко всем незнакомым людям
1-й вариант, возрастной: возможно, ваш малыш еще слишком мал. Реагировать на своих и чужих дети начинают с 6-8 месяцев.
2-й вариант, естественный: малыш насколько привык купаться в доброте и внимании окружающих, что любит всех. Но своих все-таки больше, и, оказавшись на чужих руках, он вертится и ищет маму с папой.
3-й вариант, грустный: ему настолько не хватает любви и внимания взрослых, что он готов потянуться к каждому, кто ему улыбнулся. При этом вообще не отличает знакомых от незнакомых. Состояние, типичное для младенцев из Дома ребенка.
Как понять, что младенец в стрессе, а не просто капризничает
Он кричит не переставая, сутками. У него резко изменился характер сна он спит или меньше, или намного больше, или хуже. Он перестает делать то, что умел, больше не улыбается, не хочет держать головку, сидеть или хватать погремушку, играть в прятки или вставать на ножки. Он не улыбается и не смеется. Он отказывается от еды. У него появился диатез.
Если у ребенка появился хоть один настораживающий симптом, покажи его педиатру.
О младенческой щетинке я когда-то слышала от своей бабушки. Мол, всем деткам её выводить нужно. «Ха, сказки!» - думала я до недавнего времени. Впрочем, и о пользе купания в пелёнке я когда-то думала то же самое. Но про купание в пелёнке, как о мягкой адаптационной процедуре, я рассказываю уже давно молодым родителям. А вот до «веры в щетинку» дело дошло только сейчас. В прошлом году вновь услышала о ней на международной конференции «Midwifery today» от российских практикующих акушерок, потом пообщалась на эту тему с нашими местными домашними акушерками. Авторитетные люди с большим опытом рассказывали мне о том, что если распарить кожу младенчика, а потом помассировать маминым молочком, то из-под кожи появляются чёрные жёсткие волоски в несколько миллиметров длиной. У некоторых деток их много, у других меньше. Если щетинки много, ребёнок ведет себя беспокойно, вертится, выгибается, не спит, плачет, хотя все обследования показывают, что он совершенно здоров. После проведения процедуры детки становятся заметно спокойнее, к ним возвращается хороший сон.
Что ж, оставалось только убедиться в этом своими глазами. Сейчас я учусь акушерскому искусству у Айи Миковой в родильном центре «Гармония», а так как там выведение щетинки практикуют уже давно, у меня появилась возможность не только наблюдать за процессом, но самой проводить это таинство. Маму и малыша мы встречаем у входа, провожаем в комнату отдыха, помогаем почувствовать себя комфортно, как дома, расположиться, немного отдохнуть с дороги. Затем мамочка берёт малыша на руки, и мы спускаемся по лестнице в баньку, разогретую до 60 градусов. На стенке в предбаннике коллекция веничков – крошечных, размером с ладошку. Берёзовые, дубовые, кленовые, с добавлением разнообразных трав, цветов. Мамочка, включая свою интуицию, выбирает тот, который, по её мнению, подходит именно её малышу. Веничек кладём в заранее приготовленный отвар ромашки, раздетого малыша - на льняное полотенце на банную полку. С малышом поговорим, познакомимся, расскажем ему и маме, что делать будем. Потихоньку начинаем похлопывать малыша веничком от пяточек до плечиков. Большинство деток с удовольствием, расслабленно воспринимают новые ощущения. Минут 5 такого разогрева – и можно начинать искать щетинку. Мягкими круговыми движениями массируем малышу спинку, плечики, бёдрышки. Практически сразу под пальцами начинают ощущаться маленькие бугорки, а через несколько минут над кожей показываются те самые твёрдые стерженьки. Они могут быть серого или чёрного цвета, длиннее или короче. Родители в изумлении!
Потом мы смазываем малышу спинку массажным маслицем, заворачиваем в полотенце и отправляем к маме под грудь кормиться, остывать, отдыхать. Мама, одев малыша, может за чашкой чая обсудить с нами актуальные вопросы, поделиться опытом. Щетинка останется на коже малыша ещё несколько дней, но она уже не будет беспокоить ребёнка. Её не нужно выдёргивать, снимать. Потом во время купаний она постепенно растворится. По отзывам мам детки действительно становятся спокойнее. А акушерки считают эту процедуру ещё и укрепляющей иммунитет. Причины появления щетинки до сих пор неизвестны, есть парочка более-менее обоснованных гипотез. Однако факт остается фактом – щетинка у младенцев существует. Так что, если ребенок неспокоен, не откладывается с рук на сон, возможно, что тревожит его именно щетинка, которую легко вывести описанным выше способом. Вреда здоровому ребенку он в любом случае не причинит.