Карл Брюллов, самый итальянский из русских художников
Карл Брюллов родился в 1799 году. Он происходил из семьи потомственных художников и скульпторов. Его прадед, Георг Брюлло, был французом. Семья Брюлло, приехав в Россию в 1773 году, прижилась у нас в стране, и именно Карл и его старший брат Александр первыми сменили французскую фамилию Брюлло на более привычное для русского уха звучание. Карл с детства удивлял взрослых своими успехами в рисовании. Впрочем, этому немало способствовал его отец, который учил сыновей крайне жесткими методами — за невыполненные или плохо сделанные уроки детей наказывали, лишали еды. Но, поступив в Академию художеств, Карл легко обгонял всех своих сверстников. Так что ничего удивительного не было в том, что, когда в Петербурге в 1821 году было учреждено Общество поощрения художников, он стал одним из первых, на кого общество обратило внимание. Юный художник, только что закончивший академию, получил от общества «пенсион» — денежное содержание, позволявшее ему отправиться в Италию.
16 августа 1822 года Брюллов отправился в Южную Европу. Путь его лежал через Германию, которая тоже интересовала его. Но, приехав в Венецию, художник был попросту очарован этим городом. Город Тициана, Джорджоне и других легендарных мастеров венецианского Возрождения произвел на него неизгладимое впечатление. Италия стала настоящей музой Брюллова. Здесь он проводит двенадцать лет. Общество поощрения художников ожидало, что Брюллов будет в Италии работать в стиле классицизма, который среди академических живописцев считался единственным по-настоящему достойным внимания. Классицизм требовал ясности, четкости и строгости, в классицизме рисунок с уверенными линиями считался важнее цвета и игры оттенков, для классицизма по-настоящему важными сюжетами были те, что касались конфликта между долгом и чувствами. Однако Италия оказала на молодого художника совсем иное влияние. Яркая, буйная природа этой страны заинтересовала его гораздо больше, чем древние мифы, в которых черпали вдохновение классицисты. И, конечно, всегда огромную роль для Брюллова играли люди. Он пишет свыше сотни портретов своих новых итальянских знакомых — писателя Франческо Гверацци, певицы Джудиты Паста, скульптора Чинчиннато Баруцци, а также русских, посещающих Италию.
В знаменитых картинах «Итальянское утро» и «Итальянский полдень» Брюллов с потрясающей чувственностью, граничащей с эротикой, изобразил итальянских простолюдинок на лоне природы. В «Утре» итальянка с обнаженной грудью умывается под лучами яркого утреннего солнца, становясь настоящим олицетворением утра, начинающейся новой жизни. В «Полдне» итальянская женщина срывает с дерева кисть винограда. Героини обеих картин — здоровые, пышнотелые, улыбчивые женщины, получающие удовольствие от простых земных явлений.
Карл Брюллов. Итальянский полдень
Они совершенно непохожи на пафосных героинь классицизма. Общество поощрения художников даже прислало автору гневное письмо, в котором открытым текстом было сказано: изображение простолюдинов не должно быть занятием живописца. В итоге в 1829 году Брюллов порвет с обществом, вежливо отказавшись от дальнейшей выплаты «пенсиона».
Но самым важным знакомством для Брюллова стала встреча с русской графиней Ю.П. Самойловой. Графиня Самойлова была одной из передовых женщин своего времени, известной широтой и независимостью своих взглядов. В России она не находила себе места, поэтому переехала в Италию. Брюллов и Самойлова стали друзьями. Были ли они любовниками? Молва говорила об этом, однако сказать об этом что-то однозначное сегодня уже невозможно. Да и не так уж это важно. Большую роль играет то, что дружба между этими двумя людьми была долгой, крепкой и искренней.
Карл Брюллов. Всадница
Для графини Самойловой Брюллов рисует ряд картин, самой известной из которых стала «Всадница», нарисованная в Италии. Картина изображает двух воспитанниц графини — Джованину и Амацилию Пачини. Младшая, Амацилия, была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини. Старшая, Джованина, которая и является всадницей, считается племянницей графини Самойловой, дочерью сестры ее второго мужа, за которого она вышла замуж в Италии. Вот так тесно в XIX веке могли переплестись судьбы русских и итальянцев. В Италии картина произвела настоящий фурор. Брюллова сравнивали с такими мастерами, как ван Дейк и Рубенс. ..........
В 1850 году Брюллов вновь оказывается в Италии, еще не зная, что здесь ему суждено умереть. Его встречает совсем другая страна — ведь в 1848 году неистовый Джузеппе Гарибальди поднял восстание, которое привело к тому, что расколотая на несколько государств Италия, наконец, обрела единство. В стране царит атмосфера национального подъема. Брюллов знакомится с людьми, которые создают новую Италию, пишет портреты многих из них. Он изображает Анжело Титтони, одного из соратников Гарибальди, археолога Микеланджело Ланчи и других общественных деятелей.
Именно в доме Титтони Карл Брюллов умер. 11 июня 1852 года он неожиданно почувствовал себя лучше, много шутил и смеялся, рвался работать. Однако после обеда Брюллова начали мучить приступы судорожного кашля, он не мог передвигаться без посторонней помощи. Вскоре Карл Брюллов умер.
Похоронен один из величайших русских художников Карл Брюллов в Риме, на Римском протестантском кладбище.
Олесёна, ой это очень хорошо!! Молодец!!! Я была только в третьяковке и больше нигде,поэтому для меня это как сходить в картинную галлерею. И ты будешь вместо гида. С удовольствием прочитала про Брюллова. Спасибо.
Русский художник Архип Иванович Куинджи.1870 год Ha долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание. Кажется, что его прославляли не за то, чем он был велик. А то, чем он примечателен в жизни русского искусства, до сих пор по достоинству не оценено. Писали о Куинджи не слишком много. Устная молва о его искусстве гораздо шире исследований его творчества. В написанных о нем книгах больше привлекала внимание его незаурядная личность, его неожиданная биография, нежели оригинальность и значение его творчества. Своеобразие его жизненной судьбы во многом предопределило и характер его необычного искусства. А судьба его была поистине удивительной.
Шедевры Куинджи:
Вечер на Украине, 1878
Березовая роща, 1879
Ночное, 1905-1908
Лунная ночь на Днепре,1880
«Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.
Радуга, 1900-1905
На острове Валааме
Он находится на северной оконечности Ладожского озера. Подъезжаете к нему - вас встречает совершенно новая природа, какой не случалось видеть путешествующему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостию своею, на которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты. Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру. Тут какой-нибудь пустынник вышел с водоносом в руке почерпнуть воды и, поставив, на землю водонос, загляделся на обширное озеро, прислушивается к говору волн, питает душу духовным созерцанием. Вы видите огражденные отовсюду гранитными, самородными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало воды, в то время как в озере бушует страшная буря…"
Сообщение отредактировал lubania - Среда, 09.03.2011, 20:51
Через несколько десятков лет с лица земли исчезнет известнейшая картина "Мона Лиза". При создании этой картины Леонардо да Винчи использовал такие краски, которые со временем чернеют. С каждым годом картина тускнеет. И её невозможно восстановить. Как показал рентген, под известной нам «Моной Лизой» есть три ее первоначальных варианта.
Сообщение отредактировал Олесёна - Среда, 09.11.2011, 22:30
Иван Константинович Айвазовский родился в семье разорившегося коммерсанта, армянина по национальности. Детство его прошло в бедности, но одаренность мальчика была замечена, ему помогали. Кое-чему он научился у местного архитектора, потом в симферопольской гимназии, где показал такие успехи в рисовании, что влиятельные лица в 1833 г. посодействовали его поступлению в Академию Художеств. Учился он у пейзажиста М. Н. Воробьева, но собственные интересы определились не сразу. Решающую роль сыграл приезд в Петербург француза Ф. Таннера, художника, владевшего приемами изображения воды. В начале 1836 г. Таннер взял юношу себе в помощники и обучил этим приемам. Уже осенью того же года Айвазовский представил на академическую выставку 5 морских пейзажей. Картины были высоко оценены, появились отклики в газетах. В 1837 г. за две новые работы («Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте») он получил большую золотую медаль и звание художника. Весной 1838 г. Айвазовский вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую и начал работать. Набираясь опыта, писал тогда главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое. 1840-44 гг. Айвазовский в качестве заграничного пенсионера Академии Художеств провел в Италии, а также посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию; плодотворно трудился, экспонировал свои работы и повсюду имел успех. После возвращения получил звание академика Академии Художеств и был причислен к Главному морскому штабу. Это позволило ему уже в следующем году вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывать в Турции, Греции, Малой Азии и набраться новых впечатлений. Не раз путешествовал он и впоследствии: ездил на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, даже в Америку.
Николай Иванович Аргунов продолжил дело отца. Старательный и способный ученик своего отца, художник уже в 17-18 лет работал на хорошем профессиональном уровне. Много сил и творческой энергии затратил он на учёбу, копируя картины модных художников и уже первые самостоятельные работы показали его талант и собственный взгляд на живопись. Благородством и одухотворенностью привлекают портреты замечательной крепостной артистки Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей женой графа Н.П.Шереметьева. Со временем в работах Н.Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше. Лишь у немногих живописцев, подвизавшихся в ту пору в жанре портрета, можно найти такое разнообразие психологических характеристик, не так уж часто встречается такая острота глаза, как у Николая Аргунова. Его модели почти никогда не были окружены для него романтическим ореолом. Скромные, объективные по своему подходу к модели лучшие портреты Аргунова являются ценнейшим историческим документом эпохи и неизменно привлекают своей художественной самобытностью. В начала 1809 года умер его владелец Н.П.Шереметев, опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников "для снискания себе пропитания своими рукам". Хотя формальную вольную H.Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка, и он был свободен в выборе заказчика - разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь. Портреты Н.Аргунова вместе с заказчиками разъехались по многим городам России и, как немало портретов художников того времени, часто значатся в музеях как "Портрет неизвестной(ого)"
Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой
Портрет Н.П.Шереметьева 1798
Портрет М.А.Нарышкиной
Портрет Гавриилa Романовичa Державина 1800 г.
Портрет императора Павла I.
Сообщение отредактировал lubania - Среда, 21.12.2011, 14:39